Афины. - Это начинается через день после того, как зажигается олимпийский огонь. В газетах, на интернет-сайтах и телеэкранах по всему миру появляется ненавистная таблица количества медалей. Знаете, мы общество, построенное на статистике. Мы не можем жить, не зная, что США, скажем, выиграли больше медалей, чем Россия, от которой ненамного отстал Китай, которого в свою очередь нагоняют Австралия и Германия.
В первые дни Олимпийских игр подсчет медалей так же важен, как турнирная таблица бейсбольной лиги в начале апреля - там одни нули, единицы и двойки. Но к середине Игр, если вы подвержены влиянию цифр, вы можете начать истолковывать их как статистический индикатор атлетической мощи или, если вам свойственно впадание в крайности, самоценности нации. Довольно скоро это становится искаженной игрой цифр.
Когда в 1896 году здесь проводилась первая современная Олимпиада, барон Пьер де Кубертен (Pierre de Coubertin) сказал, что главное в Играх - не победа, а участие.
Похоже, мы несколько отошли от его изначальной идеи.
Но за это нежелательное новшество нельзя винить Международный олимпийский комитет. Он официально не признает подсчет медалей по странам. И все же эти цифры появляются везде - в релизах национальных олимпийских комитетов, на ежедневных пресс-конференциях, в интернете и практически в каждой газете.
Умения считать достаточно, чтобы сложить результаты. Даже если бы мы договорились не публиковать их, это ничего бы не изменило. Цифры остались бы.
Но это неверно. Одно дело - одержимость подсчетом медалей во времена 'Холодной войны', когда цифры имели смысл, потому что спорт занимал очень важное место в культуре стран коммунистического блока. В молодости я очень переживала за то, как США выступят на Олимпиаде по сравнению с Советским Союзом и ГДР. И очень часто Америка проигрывала мифический командный зачет.
Но сегодня нет уже ни Советского Союза, ни ГДР, а Россия борется со своими многочисленными проблемами. В 2000 году в Сиднее США завоевали 97 медалей, из них 40 золотых. Второе место заняла Россия с 88 медалями (32 золотые). Китай, чья спортивная доблесть растет по мере того, как страна готовится принять Олимпийские Игры 2008 в Пекине, четыре года назад занял третье место с 59 медалями (28 золотых).
Но статистика 2000 года на этом не заканчивается. В нее включены все страны, завоевавшие хотя бы одну медаль, то есть всего 80 стран. Она показывает, что Дания получила 6 медалей, Латвия - три, а Катар - одну, бронзовую. Она продолжается и становится для стран в верхних строчках таблицы олимпийским эквивалентом накоплений.
'В подсчете медалей нет ничего хорошего, - считает Донна де Варона (Donna de Varona), золотой призер Олимпиады, выступающая в поддержку любительского спорта. - Взгляните, насколько мы богаты и сколько у нас преимуществ. [Развивающиеся] страны не часто выигрывают медали; если это происходит, все удивляются. В этом случае внимание надо уделять самому событию, радоваться ему. Их борьба всегда гораздо сложнее, чем наша. Дело в мире, а не в нас'.
С ней согласен Джефф Блатник (Jeff Blatnick), обладатель золотой олимпийской медали по борьбе. 'Это было одно дело тогда [во времена СССР и ГДР], потому что это было что-то вроде естественного врага. Идея в том, чтобы оценить, насколько вы как страна успешны в каком-либо спорте, что, в принципе, нормально.
Но будучи борцом, я никогда не думал об общем подсчете медалей. Если вы спортсмен, то беспокоитесь о своем выступлении, о выступлении друзей и партнеров по команде. Вы не думаете об общем количестве медалей.
Я черпал вдохновение у многих иностранных спортсменов, включая тех, кто не выиграл ни одной медали. Я никогда не смотрел на это с глобальной точки зрения'.
Лучше считать медали по отдельным видам спорта. Соперничество американских и австралийских пловцов увеличивает важность количества медалей в этом виде спорта. Но тому факту, что американцы обычно обходят австралийцев, не следует придавать большое значение.
Увеличивающаяся важность количества медалей переходит и на страницы газет.
Когда этим летом легкоатлеты США были дисквалифицированы из-за допинга, все наперебой обсуждали, как это скажется на количестве медалей Америки.
Разве не лучше было бы задуматься, почему так много американских спортсменов используют допинг?