Являются ли запредельные цены на нефть проявлением того же процесса 'иррационального роста', как его назвал Алан Гринспэн (Alan Greenspan), что уже восемь лет наблюдается на биржах? Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что да.
Вчера представители этого надзорного органа в сфере энергетики со штаб-квартирой в Париже заявили, что нынешние нефтяные цены в 45 долларов за баррель являются проявлением 'иррационального роста', учитывая, что на рынке существует достаточно возможностей для компенсации перебоев в поставках. Да, на нефтяном рынке по-прежнему сохраняется дефицит, а высокие цены на сырую нефть наносят ущерб мировой экономике. Однако есть и масса причин, чтобы не поддаваться панике.
Промышленно развитые страны 'на всякий случай' держат наготове стратегические запасы в объеме 1,4 миллиарда баррелей. Саудовская Аравия способна в короткие сроки увеличить добычу. К концу года поставки нефти из стран, не входящих в ОПЕК, как и потенциал самого нефтяного картеля, должны существенно увеличиться. Парадоксально, но факт: даже российская компания 'ЮКОС', при всех своих проблемах, экспортирует больше нефти, чем год назад.
Ситуация в России, конечно, не способствует улучшению ситуации. Но длительный перерыв в экспортных поставках 'ЮКОСа' явно не соответствует интересам Москвы. Как утверждает МЭА, риск, что Россия утратит свой нынешний статус крупнейшего экспортера нефти из стран, не входящих в ОПЕК, крайне невелик.
Как же реагируют рынки на эти заверения? Они игнорируют их, вздувая цены на волне непрерывных апокалиптических предостережений о дефиците поставок и прогнозов аналитиков о том, что к рождеству нефтяные цены достигнут 50 долларов за баррель.
Спекулянты наслаждаются сложившейся ситуацией и явно не намерены позволить МЭА сбить цены успокоительными заверениями. В условиях спада на рынках акций и ценных бумаг удачно играть сегодня можно только на нефтяных биржах. Кажется, кто-то говорил об 'иррациональном росте'?