РОСТОВ-НА-ДОНУ, Россия. - Во всем мире поп-звездам воистину не чуждо ничто человеческое. Разбитые о сцену гитары, разнесенные вдребезги гостиничные номера, откусывание голов у летучих мышей (Оззи Осборн - пер.) - обо всем этом потом сплетничают поклонники, заливаются таблоиды. . . ну, иногда эти случаи отражаются в счетах за ремонт. Но в России это не проходит. Местная публика всерьез считает, что звезды эстрады должны всегда помнить, что они - потомки Чайковского.
Так что, когда суперзвезда российского поп-рока Филипп Киркоров позволил себе на пресс-конференции оскорбить журналистку из маленькой региональной газеты, назвав ее непечатным словом, передразнив ее южный акцент и заявив, что '. . .я устал от вас. Меня раздражает ваша розовая кофточка, ваш[а грудь] и ваш микрофон', на ее защиту поднялась целая армия возмущенных людей.
Телевидение и радио объявили, что приостанавливают ротацию музыки Киркорова. Жительницы Ростова-на-Дону, идиллического южного города, где 34-летняя Ирина Ароян работает в местном еженедельнике, написали обращение, в котором призвали власти больше не пускать певца в город. В редакцию ее газеты поступали сотни писем и звонков, - люди поражались, как уважающий себя русский мужчина мог оскорбить честь женщины, у которой нет другой защиты, кроме журналистского пера.
- Жива вечная Россия, Россия Льва Толстого и Федора Достоевского, - написал на этой неделе политический обозреватель Российского информационного агентства Дмитрий Козырев в комментарии к результатам опроса общественного мнения, по которому рейтинг популярности Киркорова, часто именуемого 'королем русского попа', после пресс-конференции 20 мая упала сразу на 37 процентов.
В среду районный суд признал 37-летнего Киркорова виновным в публичном оскорблении, что является уголовным преступлением, и оштрафовал его на 2 тысячи долларов. По словам Ирины Ароян, этот процесс стал победой для всей российской судебной системы.
- В конце концов, Россия на самом деле становится цивилизованной страной, - сказала она после того, как судья Ирина Владимирова признала Киркорова виновным в том, что он допустил 'намеренное оскорбление с использованием ненормативной лексики', - очень важно видеть, что российская судебная система может сказать 'нет' деньгам и власти.
Адвокат Киркорова Александр Коробчанский заявил, что музыкант будет подавать апелляцию.
- Никто в Российской Федерации не подал в суд на футболиста, когда тот перед телекамерами использовал ту же ненормативную лексику (Вадим Евсеев после ответного отборочного матча ЧЕ-2004 со сборной командой Уэльса - пер.), - считает Коробчанский, - Филипп Киркоров повел себя недостойно, с этим никто не спорит. Но ответственность за это должна быть гражданской, а не уголовной.
Киркорова, известного своими экстравагантными костюмами, лазерными шоу и слащавыми любовными песнями, пожалуй, с уверенностью можно назвать самой яркой звездой российской поп-сцены.
Дело началось с того, что Ароян, имевшая за спиной сравнительно мало журналистского опыта и не работавшая постоянно в сфере шоу-бизнеса, спросила Киркорова, почему в его творчестве так много ремейков песен прошлых лет. Может быть, дело в отсутствии хороших новых композиторов?
Киркоров потребовал, чтобы она сказала, какие конкретно ремейки она имеет в виду, затем приказал ей выйти, когда она в смущении не смогла припомнить ни одного.
- На пресс-конференцию поп-звезды надо приходить подготовившись, - сказал он, - Вчера в подворотне, а сегодня вы уже здесь, во втором ряду.
Когда Ароян собрала вещи и сказала ему 'до свидания', он передразнил ее так, что очень многие посчитали это издевательством над южнорусским акцентом. Затем он произнес слово, которое используется для ненормативного описания женских половых органов.
За пределами зала охранники Киркорова схватили хрупкую женщину, вывернули ей руки, закрыли ладонями рот и вынули из ее камеры карту памяти.
С того момента дело журналистки и поп-звезды не сходило с телевидения и первых полос таблоидов. В редакцию газеты, где работает Ароян, приходили письма от русских, живущих даже в Австралии и Канаде.
- Нам в газету звонили много людей, бедных людей, простых людей, и выражали нам свою поддержку, - сказала Ароян в одном из своих интервью.
Менеджеры Киркорова обвинили Ароян в том, что она сама спровоцировала сцену, чтобы сделать на этом карьеру. Его представитель Николай Степанов заявил, что певец считает журналистку слабо подготовленной и непрофессиональной.
- Нельзя так бросать в лицо обвинения в том, что он украл эти песни. . . это неправильно. В музыкальном мире ремейки - такая обычная вещь. . . Но в России по какой-то причине то, что вы даете вторую жизнь великой песне, считается диким и нецивилизованным, - сказал Степанов.
В одном из телевизионных ток-шоу их свели лицом к лицу через спутниковый телемост. Ароян плакала, Киркоров защищался. 'Если и есть что-то, за что я упрекаю себя, так это за то, что я утратил контроль над собой', - сказал он.
Киркоров распространил заявление, в котором указал, что извиняется перед своими поклонниками, но не перед Ароян. Именно это привело к такой резкой реакции общества - многие думают, что для Киркорова, как и для всех, кто быстро разбогател после падения Советского Союза, понятие культуры пропало вместе с понятием коммунизма.
- Этот скандал - словно каленое железо на открытую рану тем, кто считает, что в . . . моральном упадке виноваты рыночные реформы и другие события, произошедшие в стране после распада Советского Союза, - пишет политический обозреватель Дмитрий Козырев.
Несколько дней назад вечером Ароян с кем-то разговаривала за столиком в уличном кафе, когда беседу неожиданно прервали. 'Мы с вами всей душой и всем сердцем', - горячо сказал молодой человек из-за соседнего столика.
- Знаете, я всего лишь журналистка из Ростова-на-Дону. . . У нас психология маленьких людей, которым не бороться против сильных мира сего, - говорит Ароян, - но я очень не люблю, когда меня оскорбляют, и неважно, кто это - дворник или президент.
Со своей стороны Киркоров уже дал своему гастрольному туру 'Король Ремейков' новое название и выпустил сингл, в котором известные ди-джеи сделали ремиксы ключевых фрагментов этой пресс-конференции и положили их на музыку. Полная видеоверсия конференции прилагается в качестве бонус-трека.
В подготовке материала участвовал Алексей Кузнецов из Московского бюро Times.