Отсутствие крупных запасов углеводородов вынуждает Израиль заключать деловые соглашения с другими странами, включая государства Ближнего Востока, с которыми у него продолжаются столкновения, для обеспечения поставок энергоносителей. Даже недавно открытое месторождение газа у побережья Израиля не может удовлетворить спрос внутри страны. В настоящее время около 80% потребляемой нефти Израиль покупает у России и бывших советских республик, остальную - в Роттердаме и Египте.
В феврале страна попыталась диверсифицировать источники, подписав соглашение с США, но она по-прежнему использует в основном органическое топливо, вместо того чтобы перейти на альтернативные источники энергии. В настоящее время доля нефти в энергетическом балансе Израиля составляет 67%, угля - 30%, газа - менее 1%. В 2003 году страна импортировала 279 тысяч баррелей нефти в день.
В прошлом у Израиля был больший доступ к нефти, чем сейчас. С началом и окончанием войны в Ираке США задумались о восстановлении нефтепровода Мосул-Хайфа, который не использовался со времен израильской войны 1948 года. Нефтепровод соединяет северные нефтяные месторождения Ирака с городом Мосул, проходя через Сирию и Иорданию на пути к израильскому портовому городу Хайфа. Для восстановления нефтепровода понадобились бы серьезные инвестиции. Более того, когда в 1967 году Израиль аннексировал синайские месторождения, у страны появился свой источник нефти, пока по соглашениям в Кэмп-Дэвиде Синайский полуостров не был возвращен Египту.
В первом квартале 2004 года, когда средняя цена на сырую нефть равнялась 32 доллара за баррель, прибыль компании Israel Oil Refineries составила 14,34 млн. долларов, а доход увеличился на 5% до 914,8 млн. долларов. В мае цены на нефть ОПЕК составляли 22-28 долларов за баррель.
Израиль мог бы компенсировать часть расходов на импорт топлива, инвестируя в энергетическую инфраструктуру. В настоящее время он ведет переговоры с Египтом о строительстве газопровода. На Всемирном экономическом форуме в Иордании 4 мая министр инфраструктуры Израиля Йосеф Парицкий (Joseph Paritzky) провел встречу с министром нефти Египта Самехом Фахми (Sameh Fahmi), где обсудил газовое соглашение между двумя странами. Корпорация Israel Electric Corporation (IEC) хотела закупать природный газ у компании Eastern Mediterranean Gas (EMG), которая принадлежит израильтянину Иосифу Майману (Joseph Maiman), египтянину Хуссейну Салему (Hussein Salem) и компании Egypt National Gas Company. EMG потребовала от IEC банковскую гарантию на сумму 180 млн. долларов, несмотря на то, что EMG и египетское правительство отказались предоставить какие бы то ни было финансовые гарантии, подписав лишь официальное обязательство, гарантирующее поставки газа. Фахми сообщил Парицкому, что поддерживает его планы строительства газопровода для транспортировки газа в Израиль и Палестину.
Кроме того, Израиль планирует финансировать строительство трубопровода и электростанции в Казахстане. Bateman Engineering Israel и одна из крупнейших частных казахских компаний, занимающихся инфраструктурой, 23 мая объявили, что собираются построить электростанцию мощностью 270 мегаватт и стоимостью 190 млн. долларов на казахском побережье Каспийского моря. Это станет частью проекта по разработке месторождений Кашган, запасы которых оцениваются в 8 млрд. баррелей. В дальнейшем мощность электростанции может быть доведена до 320 мегаватт. Финансировать проект будет итальянская компания Agip. Bateman также подала заявку на участие в других проектах аналогичного масштаба в Казахстане. Кроме того она готовит технико-экономическое обоснование проекта модернизации главного газопровода Центральной Азии.
25 мая Парицкий посетил Турцию, чтобы обсудить создание энергетического коридора. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер в тот же день сообщил газете "Ankara Anatolia", что "Израиль хочет закупать электроэнергию, природный газ, нефть и воду у Турции в рамках единого проекта. В настоящее время его технико-экономические характеристики изучаются, и мы будем действовать в соответствии с ними".
В планах Израиля и другие крупные инфраструктурные проекты на ближайшие несколько лет для развития внутреннего газового рынка. На встрече с председателем российского Газпрома Алексеем Миллером 1 июня премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подчеркнул заинтересованность своей страны в долгосрочных контрактах на поставку газа. Газпром заинтересован в продаже российского газа и участии в создании газовой инфраструктуры Израиля. К 2025 году страна планирует увеличить долю газа в энергетическом балансе с менее 1% до 25%. Но для этого она должна построить газопроводы, низконапорные газораспределительные системы и новые электростанции, которые будут работать на газе. Израильское правительство хочет, чтобы газораспределительные системы разработал и построил Газпром.
Российский газовый гигант сейчас изучает возможность поставки газа через Турцию, используя газопровод "Голубой поток", и строительства нового газопровода по дну Средиземного моря. По словам Алексея Миллера, газопровод "Голубой поток", соединяющий Россию с Турцией, - это наиболее многообещающий маршрут поставок российского газа в Израиль. Кроме того, компания рассмотрит перспективы поставок сжиженного или сжатого газа. Глава отдела стратегического развития Газпрома Влада Русакова сообщила, что компания будет ежегодно поставлять 7,85-10,46 млрд. кубических ярдов в год.
Обсуждение этого проекта началось еще в 1998 году, но тогда Израиль не собирался закупать больше 2,6-3,9 млрд. куб.ярдов в год, что делало проект экономически невыгодным для Газпрома. По словам Русаковой, строительство газопровода потребует огромных капиталовложений. Учитывая возросший спрос на газ в Израиле, "нас это интересует, на данном уровне поставок инвестиции бы окупились", сказала она агентству Интерфакс 1 июня. Израиль ожидает, что с ростом энергетического сектора потребление газа увеличится. Министерство инфраструктуры предсказывает, что потребление газа в 2025 году составит 15 млрд. куб. ярдов.
Израильская газовая компания PazGaz планирует потратить миллионы долларов на приобретение газового бизнеса и компаний в Восточной Европе. Таким образом она станет первой израильской компанией на иностранном рынке газа и жидкого топлива. PazGaz принадлежит Paz Oil Company и братьям Эхуду и Мордечаю Бен-Шах (по 50%).
Однако в интервью газете "Globes" 5 июня Эхуд Бен-Шах сообщил, что хотя израильский энергетический рынок созрел для подобных проектов, деловая атмосфера по-прежнему является препятствием.
"Мало у каких стран есть такая плотность деловой активности и интеллекта на квадратный километры. Но если добавить сюда агрессивность израильтян и чрезмерное правительственное регулирование, становится понятно, почему многие компании отправляются за рубеж. В этих условиях и учитывая, что газовый рынок количественно уменьшался на протяжении нескольких лет, PazGaz решила использовать свои "ноу-хау", опыт, управленческие возможности и частично инвестиции за границей. Теперь мы ищем газовую инфраструктуру и рыночные возможности в Восточной Европе, особенно в странах, которые в 2007-2010 должны вступить в ЕС".