13 августа 2004 года. Раскручивающаяся история компании "ЮКОС" каждодневно посылает ударные волны по всем нефтяных рынкам. Да, есть множество других факторов, подстегивающих рост цен на нефть, в их числе высокий спрос, недостаточное предложение и угроза терроризма. Но дело "ЮКОСа" играет здесь не менее критическую роль. Поскольку мировая экономика питается нефтью, судьба несчастливой российской нефтяной компании и ее смещенного главы Михаила Ходорковского имеет касательство почти к каждому жителю на планете.
Однако, когда будут писаться исторические книги, делу "ЮКОСа" вполне может быть придана важность, которая далеко превосходит его влияние на цену нефти. Рыночная стоимость "черного золота", как это ни печально, склонна к резким колебаниям, и возможно, хотя и маловероятно, что, взобравшись в последние 3 года на вершину холма, цена нефти теперь начнет спускаться обратно. Нет, действительно долговременная важность запутанной ситуации с "ЮКОСом", вполне вероятно, может состоять в том, что она меняет способы, с помощью которых американские и китайские лидеры, а также американские и китайские компании пытаются влиять на мировой экономический порядок.
Представляется, что советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в телефонных разговорах с близкими к российскому президенту Владимиру Путину официальными лицами выразила озабоченность тем, как решаются проблемы компании "ЮКОС". В то же время представители Пекина написали своим коллегам в Москве, стремясь получить от них заверения, что поставки нефти будут продолжаться, несмотря на принятые российским правительством против "ЮКОСа" меры. Поскольку "ЮКОС" удовлетворяет 7% потребностей Китая в нефти, у Китая есть достаточно оснований для озабоченности.
Как власть предержащие в Москве воспринимают подходы Вашингтона и Пекина? Будут ли они отвергнуты в резкой манере? Будут ли они восприняты с вежливостью, чтобы затем их проигнорировать? Будет ли отношение к американцам иным, чем к китайцам? И, если так, то насколько различным будет отношение? Исход может задать тон торговым отношениям между Америкой и Россией, а также между Китаем и Россией на многие годы вперед. Россия - большая и многонаселенная страна, богатая природными ресурсами. Это такая страна, экономика которой сегодня и во все большей мере в будущем привлекательна для всевозможных компаний и стран с точки зрения развития выгодных коммерческих отношений.
Однако в сравнении с такими экономическими сверхдержавами, как Китай и США, Россия выглядит мелкой рыбешкой. А поэтому самой интригующей частью дела "ЮКОСа" станет попытка удостовериться, как США и Китай будут стремиться строить деловые отношения между собой и как они, возможно, станут соперничать за влияние на экономики других стран и на другие экономические вопросы.
Есть соблазн предположить, что эти две страны будут следовать самостоятельными курсами и старательно работать, ориентируясь прежде всего на собственные интересы. Власти США в момент, когда американские избиратели готовятся решать, кто будет обитать в Белом доме в период с 2005 по 2009 год, будут испытывать соблазн сфокусировать все свое внимание на защите потребителей в собственном подворье. А тем временем китайская экономика, хотя она и становится все более сильной, уязвима от шоков, и лидеры в Пекине, вполне возможно, склоняются к тому, чтобы ее защищать и позволить ей процветать.
Было бы нереалистичным ожидать, что США и Китай станут координировать свои действия как две горошины в горшке. Однако предстоящие месяцы дадут важные намеки на то, действительно ли США и Китай считают, что работа в тандеме отвечает их собственным интересам. Если они в самом деле так думают, тогда запутанные проблемы вроде тех, которые поставлены на повестку дня делом "ЮКОСа", возможно, станут решаться быстрее и успешнее. Конец дела "ЮКОСа", вполне возможно, является только началом.