Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

И, наконец, языковая чистка

И, наконец, языковая чистка picture
И, наконец, языковая чистка picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тринадцать лет назад в августе путч 1991 года - последняя отчаянная попытка сохранить Советский Союз - провалился во всех концах рушащейся империи, кроме одного ее уголка. В Приднестровье, одном из районов Молдовы, верх взяли российские военные и агенты КГБ. Они закрепили власть твердолобых коммунистов, которые уже тогда перерождались в тех, кто сегодня агитирует за 'Великую Россию'.

Тринадцать лет назад в августе путч 1991 года - последняя отчаянная попытка сохранить Советский Союз - провалился во всех концах рушащейся империи, кроме одного ее уголка. В Приднестровье, одном из районов Молдовы, верх взяли российские военные и агенты КГБ.

Они закрепили власть твердолобых коммунистов, которые уже тогда перерождались в тех, кто сегодня агитирует за 'Великую Россию'. Эта самая группа российских граждан, многие из которых состоят на службе в российской армии и спецслужбах, до сих пор и правит отколовшимся от Молдовы регионом, привечая здесь российские войска и попутно занимаясь контрабандой и вывозом оружия из этого анклава на юго-западе Европы.

Запад эту группировку до сих пор не беспокоил, но, по крайней мере, не относился к ним как к нормальной стране. Однако недавно некоторые дипломаты в Вашингтоне и в ОБСЕ - вместе в 'посредниками' из России - предложили им как раз то, чего они никак не могли, хотя очень хотели, добиться начиная с августовского путча 1991 года. Им предложили легализацию в качестве действительного правительства Приднестровья плюс участие в центральном правительстве Молдовы - главным образом под российские гарантии.

При том, что в регионе плотно окопались российские войска, Запад играет в процессе роль статиста, а Молдова, управляемая коммунистами, представляет собой классический образец слабости государственной власти, такая 'федерализация' может привести только к тому, что на этом 400-километровом участке границы евроатлантической зоны появится масса новых проблем с соблюдением безопасности и демократических норм. Западные поборники этого проекта исключили из повестки дня все вопросы относительно соблюдения демократических процедур и защиты прав человека. И теперь власти Приднестровья взялись искоренять последний слабый росток еще не до конца зарегулированной общественной жизни - латинский шрифт.

В прошлом месяце, в самый разгар долгой кампании по навязыванию кириллического шрифта для исключительного использования в документах, местные власти своим распоряжением закрыли последние еще оставшиеся шесть молдавских школ, в которых преподавание шло с использованием латинского алфавита. Некоторые из этих школ приднестровская полиция, построенная точно по советскому образцу, уже захватила силой, и сейчас осаждает остальные. С самого путча 1991 года использование латиницы было запрещено во всех официальных документах, в печати и в большинстве школ. Теперь это тотальный запрет.

Рольф Экус (Rolf Ekeus), Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, нашел верное определение, когда осудил этот налет на школы: 'языковая чистка'. К сожалению, на этот раз Верховному комиссару по делам национальных меньшинств досталось дело, которое вообще имеет мало отношения к каким-либо меньшинствам. Дело в том, что молдаване составляют большинство общего населения Приднестровья и абсолютное большинство коренных жителей. Украинцы занимают второе место, а русские - третье. При этом во властных структурах представлены в основном русские, а высшие чиновники и вовсе приехали сюда прямиком из России. В современной Европе это единственный случай, когда меньшинство правит большинством.

Подавление национальной идентичности - ключевая часть политического проекта, целью которого ставится сохранить в Европе форпост той империи, что существовала здесь до 1991 года. Власти Приднестровья продолжают и в последнее время все усиливают советскую политику денационализации и лингвистической русификации коренных народов через систему школьного образования, государственного управления, средств массовой информации, военной службы и подавления политической активности. До сих пор Запад эту проблему будто не видит, так что неудивительно, что под носом у западной цивилизации происходит завершающий этап языковой чистки.

Но даже сейчас европейская общественность предпочитает его не замечать вовсе, а правительства европейских стран едва обращают на него внимание. Да, Европейский Союз и несколько западных организаций осудили нападение на молдавские школы, но резкий тон их заявлений не был дополнен соответствующими действиями, да и большинство этих заявлений так и не вышло из-за стен ОБСЕ.

Американские же дипломаты, которые отвечают за решение этой проблемы, хотя и сочувствуют судьбе молдавских школ, считают этот инцидент не более чем нежелательным отступлением от пути к высшей цели: проведения переговоров о 'федерализации' Молдовы в партнерстве с теми же властями Приднестровья. Вот поэтому наши дипломаты в лучшем случае занимаются имитацией бурной деятельности: да, они защищают несколько школ, но при этом в упор не видят постоянного и повсеместного нарушения прав человека и даже предлагают узаконить власти этого региона.

Уж завершающий удар в виде запрещения латиницы должен был бы заставить сторонников 'федерализации' в ОБСЕ и Госдепартаменте США устыдиться самих себя. К тому же, в июне лидеры Приднестровья в открытую грозили послать добровольцев и оружие воевать против Грузии. В июле они послали в Южную Осетию обещанную помощь, причем в этой операции участвовали также силы Абхазии и военизированные формирования кубанских казаков. ОБСЕ и ее возглавляемая американцами миссия в молдавской столице Кишинэу этот фат транснационального терроризма проигнорировала, хотя сама операция была совершенно открытой и к тому же положительно освещалась российской прессой.

Примерно в то же самое время Европейский суд по правам человека вынес окончательное решение по долго уже тянущемуся делу о группе молдаван, которых незаконно лишили свободы так называемые приднестровские 'судебные' органы. Страсбургский суд официально заявил, что нынешняя власть Приднестровья создана Россией и поддерживается российскими войсками.

Согласно определению суда, вынесенному 8 июля, с 1991 года до настоящего времени 'российские власти принимали военное и политическое участие в формировании в Приднестровье, являющемся частью территории Молдовы, сепаратистского режима: Россия продолжала предоставлять военную, политическую и экономическую поддержку сепаратистскому режиму, таким образом усиливая его и помогая ему выживать. Российская армия до сих пор находится на молдавской территории в нарушение обязательств полностью вывести ее оттуда, которые Россия взяла на себя на саммитах ОБСЕ в 1999 и 2002 годах: Приднестровье осталось если не под фактической властью, то, по крайней мере, под решающим влиянием России, и выживает благодаря предоставляемой со стороны России военной, экономической, финансовой и политической поддержке'.

Что касается страданий, понесенных истцами, то страсбургский суд считает, что 'Россия не предприняла никаких действий, чтобы повлиять на ситуацию с заявителями, виновниками которой стали ее агенты'.

Итак, суд решил, что власти Приднестровья незаконны, навязаны населению извне, и являются 'агентами' оккупировавшей регион страны.

Из последних событий все заинтересованные стороны должны извлечь свои уроки. Власти Приднестровья уже научились одному: даже если силой захватить власть, править советскими полицейскими методами, заниматься контрабандой и торговать оружием, опираться на оккупационную армию иностранного государства, узаконить подавление национального большинства о стороны меньшинства, запретить использование латиницы и посылать военную помощь через границу такому же, как и у вас, непризнанному полугосударству, все равно среди чиновников из международных организаций найдется какая-нибудь политически слепая и не самая мелкая сошка, которая предложит вам узаконить вашу власть, а другим поделиться с вами своей законной властью (и все это без требования вывода войск и реформирования политической системы).

Западные же дипломаты, как из Вашингтона, так и из ОБСЕ и ЕС, должны понять, что вопросы соблюдения демократических норм и защиты прав человека не могут подниматься в отрыве от переговоров по урегулированию конфликта - они должны стать неотъемлемым элементом процесса в целом. При этом до сих пор и ОБСЕ, и Госдепартамент считают переговоры важнейшей проблемой, а вопросы демократии и соблюдения прав человека - не более чем осложняющим фактором, который, тем не менее, не должен мешать договариваться с мини-диктаторами и их кремлевскими покровителями.

Уже давно пора открыто и однозначно сменить приоритеты, иначе продолжающийся 'процесс разработки федеративной конституции' так и останется фиговым листком, закрывающим раздел сфер влияния, и на самом пороге евроатлантического сообщества будет существовать регион, где сами понятия федерализма и демократии по сути представляют собой собственную противоположность.

Владимир Сокор - старший эксперт фонда Jamestown Foundation, Вашингтон. Фонд издает ежедневник Eurasia Daily Monitor.