Борис Спасский, русский чемпион по шахматам, поражение которого от американца Бобби Фишера (Bobby Fischer) стало одним из поворотных моментов 'холодной войны', выразил солидарность со своим старым противником и заявил, что президент Буш может посадить и его в ту же тюремную камеру.
Весь последний месяц Фишер провел в заключении, куда его препроводили японские иммиграционные власти в результате того, что свой матч-реванш против Спасского он сыграл в Югославии, нарушив тем самым американское законодательство. Русский гроссмейстер написал президенту письмо с просьбой освободить своего противника.
'Мы с Бобби совершили одно и то же преступление, — написано в письме, датированном седьмым марта и опубликованном вчера японским адвокатом Фишера. — Примените то же наказание и ко мне. Арестуйте меня. Посадите меня в одну камеру с Бобби Фишером. Только дайте нам с собой шахматы'.
В действительности Спасский не нарушил никаких законов. Поскольку он натурализовался во Франции еще в 1978 году, он не мог нарушить санкции США против Югославии, которыми был связан Фишер и которые заставили японские власти задержать его, когда он в прошлом месяце выезжал из страны. Но та поддержка, которую он оказал своему коллеге, в полной мере отражает возмущение, которое в шахматном мире вызвал арест Фишера.
'Бобби — трагическая фигура, — пишет в своем обращении Спасский. — Он честен и добр, хотя совершенно необщителен, не может применяться к тому, как живут другие, и не готов идти на компромиссы. Он — человек, который почти все делает против себя самого'.
Это еще мягко сказано. После вторичной победы над Спасским в Югославии Фишер сделал все для того, чтобы восстановить против себя своих соотечественников. В своих речах и интервью, а также на своем сайте в интернете он обливает грязью Соединенные Штаты, выражает ненависть к евреям, пишет, что Холокост — скорее всего выдумка и расхваливает тех, кто совершил террористические акты 11 сентября 2001 года.
'Я не хочу защищать или оправдывать Бобби', — пишет Спасский, — 'Я прошу только об одном. О милосердии и снисхождении'.
Матч 1972 года Фишер-Спасский в Рейкьявике давно стал шахматной легендой. Его транслировали по телевидению во всем мире, и, победив советскую государственную шахматную машину, Бобби Фишер стал в Америке просто суперзвездой. 'Он раздавил меня', — признается Спасский в своем письме, — 'Тогда прекратилась советская шахматная гегемония. Один человек против целой армии'.
После этого Фишер становился все более замкнутым, разум его повредился, он жил в окружении нацистских символов. Тот факт, что он вернулся в форму настолько, что сумел снова победить Спасского в Югославии — это, по выражению его соперника, 'просто чудо'.
Во вторник Фишера перевезли из аэропорта Нарита в другой следственный изолятор. Это знак того, что его дело, скорее всего, затянется. Фишер подал апелляцию против запроса на его депортацию в Соединенные Штаты, где ему придется предстать перед судом.
В пятницу его адвокат опубликовал письмо, в котором Фишер отказывается от американского гражданства.