Х.Кимура - профессор университета Такусеку
Этим летом зафиксировано падение рейтинга президента РФ В.В.Путина. Согласно сравнительному анализу опросов общественного мнения, в марте этого года 56 % респондентов поддержали бы действующего президента на выборах. В июне эта цифра составила 51 %, а в июле дошла до уровня 49%.
На 13% снизился рейтинг доверия российскому лидеру: с 43% в феврале до 30% в июне. Сократилось число россиян, относящихся положительно к политическому курсу Президента РФ. Если в феврале о своей поддержке курса В.Путина заявило 49-52% респондентов, то в июне уже 36%.
Следует обратить внимание на то, что эта тенденция стала прослеживаться после проведения президентских выборов в марте этого года. Нужно учитывать то обстоятельство, что переизбрание президента в России сопровождается значительным ростом его популярности. Это можно объяснить и впечатляющей предвыборной кампанией власти и стремлением некоторых избирателей оказать поддержку явному лидеру.
Поэтому по окончанию выборов энтузиазм россиян, их активность, продемонстрированная в ходе выборов, спадает. И в этом смысле снижение рейтинга российского президента может выглядеть вполне естественным явлением. Но если вспомнить, что накануне выборов рейтинг президента доходил до 70%, то остается неясным, что же является причиной такого резкого падения его популярности.
Для ответа на этот вопрос необходимо принять во внимание то, что сейчас, когда наступил второй срок правления Путина, отношение к президенту изменилось. Во время первого срока Путин, продемонстрировав настрой преодолеть тяжелое наследие Ельцинской эпохи, завоевал широкие симпатии масс.
Если говорить более конкретно, то росту популярности российского лидера могли способствовать такие шаги, как начало войны против чеченских боевиков, ограничение прав глав регионов, жесткая позиция по отношению к финансово-промышленным группам. После повышения цен на нефть, стала создаваться необходимая основа для восстановления российской экономики, относительно стабилизировалась внутриполитическая ситуация в России. Все это пропагандировалось как результаты выдающейся политики российского лидера.
Однако ко второму президентскому сроку возникает необходимость обновления политики. Наступает момент принятия новых эффективных мер. На данный момент перед президентом Путиным стоят такие задачи как, окончание войны в Чечне, вступление России в ВТО, повышение уровня жизни населения и др. Все это проблемы повышенной сложности, поэтому они и откладывались [руководством вплоть] до настоящего момента.
Закончить чеченскую войну оказалось гораздо сложнее, чем начать. Для вступления в ВТО необходимо сокращение государственных субсидий. Что же касается имущественной дифференциации в России, то для решения этой проблемы оказалось недостаточным организовать компании против 1-2 олигархов и устанавлить контроль над источниками их доходов.
Негативно оценивается россиянами социальная политика, реализация которой поручена правительству М.Фрадкова. Снимается государственное субсидирование жилищного сектора, здравоохранения, транспорта и других сфер социальных услуг. При этом основная финансовая нагрузка ложится на граждан. В то время как значительная часть населения Россия еще со времен социализма привыкла к тому, что различные социальные услуги предоставлялись практически бесплатно. Данная политика вызывает жесткий протест особенно у пенсионеров, отставных военных и других представителей малоимущих слоев населения.
Одним из секретов популярности В.Путина является то, что важное место в его PR кампании занимало создание имиджа личности, которая сможет оправдать все надежды россиян. Поэтому после переизбрания президент был обязан проводить политику, отвечающую этим ожиданиям.
Во время первого срока правления Путину не удалось полностью проявить свою волю, из-за препятствий со стороны оставшихся представителей т.н. 'ельцинской семьи'. Это оправдание позволяло перекладывать ответственность на премьер-министра М.Касьянова и руководителей регионов. Однако сейчас, когда члены 'семьи' удалены с политического поля, подобные объяснения и снятие ответственности уже невозможны.
Со вторым сроком президентства В.Путина связаны и надежды японского населения на решение территориальной проблемы и заключение мирного договора. И эти ожидания вполне естественны. Перед российской властью стоит много внутри и внешнеполитических проблем, решение которых сопровождается риском утраты популярности в народных массах. И, наверное, в такой ситуации правительство должно обладать необходимой волей и способностью приступить к решению сложнейшего вопроса российско-японских отношений. Возможно, что отсутствие хладнокровного подхода [России] к данной проблеме, поставит под вопрос степень участия японской стороны в прокладке нефтепровода из Восточной Сибири.