На прошлой неделе Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что пересмотр условий соглашения с Аргентиной, который должен было быть завершен в середине июня, будет обсуждаться Советом директоров МВФ не ранее окончания отпускного сезона в южном полушарии, т.е., в октябре. Это стало ярким сигналом того, что МВФ уже устал слушать обещания правительства Киршнера и решил ужесточить условия договора с Аргентиной. Вслед за этим президент Нестор Киршнер объявил, что переговоры с МВФ прерваны до завершения переговоров с международными кредиторами по реструктуризации накопившегося долга после дефолта в декабре 2001 года.
Бравада Киршнера может показаться некоторым его сподвижникам выражением крайней независимости. Для осведомленных аргентинцев, по-настоящему обеспокоенных будущим, и международного финансового сообщества прекращение переговоров с МВФ является еще одним проявлением вызывающего поведения президента Аргентины.
В интервью газете 'Кларин' политолог Висенте Палермо точно резюмировал то, что можно назвать 'аргентинским синдромом'. 'Несомненно, многое делается ради роста внутреннего потребления. Однако те, кто занимается разработкой внешней политики, сами убеждены и хотят в этом убедить всех, что именно Аргентина может выполнять ведущую роль на международной арене, и именно они поставили перед собой цели и задачи, достижение которых требует ресурсов, значительно превышающих те, которыми располагает страна (Аргентина - прим.переводчика). Страна много выиграла бы, если бы более реалистично оценивала свои собственные ресурсы и ареал действий в этом глобализованном мире, в котором государства и регионы по-прежнему имеют важное значение'.
На самом деле, эти ресурсы слишком ограничены. Они не позволяют Аргентине противостоять МВФ и кредиторам - то есть мировому финансовому сообществу. В то же время Аргентина питается иллюзиями, что может поддерживать темпы роста, зарегистрированные за последние 12 месяцев, и которые выглядят внушительно лишь на фоне 4-хлетнего застоя, который сократил объемы национальной экономики на одну треть.
Реакция МВФ на решение Киршнера была серьезной и элегантной. МВФ просто перепечатал на своем интернет-сайте письмо о намерениях, подписанное правительством Киршнера в январе этого года вместе с приложением от марта с.г. Этим необычным жестом МВФ, не прибегая к бесполезным дискуссиям, продемонстрировал всем, что правительство Аргентины не выполнило своих обязательств. Не было ничего сделано для реформы финансовой системы, тарифы приватизированной сферы социального обслуживания остаются без изменения, не были сделаны урезания финансового бюджета, и, напротив, проект бюджета на 2005 год, разрабатываемый министерством экономики, предусматривает увеличение расходов на 10%.
Но самое главное - правительство отказывается пересмотреть основные предложения по реструктуризации уже просроченного долга в почти 100 миллиардов долларов и выдвигает свои условия, по которым кредиторы смогут получить около 10% того, что инвестировали.
Киршнер делает рискованную ставку, считая, что, не обращая внимания на МВФ и настаивая на своем безальтернативном предложении о пересмотре условий моратория, он вобьет клин в стан кредиторов. Но ведь кредиторы хорошо осведомлены, что международные валютные резервы Аргентины не превышают 18,2 миллиардов долларов, которые без одобрения МВФ останутся бесполезными бумажками. И когда иссякнет источник денег от международных организаций, что более чем вероятно, начнется поиск долларов, который нарушит нынешнее спокойствие на валютной бирже. Определенно, Киршнер не имеет денег на поддержание высоких ставок в игре, которая лишь усугубит изоляцию Аргентины.