В последнюю пятницу июля у Анатолия Чубайса снова появились дела в Грозном. В столице Чечни глава РАО 'ЕЭС России' пообещал перед телекамерами уделять большее внимание разрушенной войной кавказской республике. Скоро у чеченского народа будут 'свет, тепло и нормальные условия жизни'. Не было упомянуто о том, что почти пять лет назад Чубайс уже приезжал в Чечню почти с такой же миссией - и уже давал точно такие же обещания.
Восстановление Чечни существует в основном на бумаге. Показать в Грозном можно лишь отдельные престижные объекты: резиденцию правительства, электростанции, новый рынок в центре города. То, что с восстановлением не клеится, признал даже кремлевский кандидат на президентских выборах, которые состоятся 29-го августа. Уровень безработицы составляет 76 процентов. Заявления на получение компенсации за разрушенную в результате войны собственность подали 88000 семей, из них деньги получили только 8000, говорил в начале августа милицейский генерал Алу Алханов.
Для проведения широких восстановительных работ нужно было бы и без того больше денег, чем те два миллиарда евро, которые Кремль выделил, начиная с 2001 года. Проверки, проводимые российской Счетной палатой, показали, что 'три четверти денег бесследно исчезли'.
На полях сражений ситуация развивается не совсем так, как того хотелось бы. Только в прошлый вторник в результате нападений мятежников погибли, по меньшей мере, восемь российских военнослужащих. В конце июля боевики своим неожиданным нападением на отделы милиции и контрразведки в соседней республике Ингушетия показали на что они способны и спустя пять лет после начала войны: несколько сотен боевиков уничтожили не меньше 100 милиционеров и сотрудников спецслужб, сами, очевидно, понеся незначительные потери.
Однако Кремль продолжает невозмутимо политику террора, которая поставляет боевикам все новое пополнение. Еженедельник 'Новая газета' опубликовал в конце мая письмо испытывающего угрызения совести офицера из состава эскадрона смерти российской контрразведки ФСБ. В Ингушетии такие эскадроны похищали и убивали людей по приказанию генерала ФСБ Сергея Корякова 'только за то, что они ингуши или чеченцы' - такое признание якобы сделал Игорь Онищенко. 'Я сам сделал инвалидами более 50 человек и примерно 35 человек закопал'. 'Новая газета', по ее собственной информации, имеет доказательства подлинности письма. В редакции газеты есть якобы другие признания, сделанные еще одним членом такого эскадрона смерти и записанные на видеокассету. На запрос FR представитель Генеральной прокуратуры данный факт опровергла.
Правозащитная организация 'Мемориал' регистрирует со времени убийства в мае президента Акхмата Кадырова, которого поддерживал Кремль, новый рост масштабов террора. Только в мае были убиты не менее 19 чеченцев и 25 похищены - почти все гражданские лица. В общей сложности за время второй чеченской войны, 'по нашим самым приблизительным оценкам, исчезли более 300 человек', говорит Шахман Акбулатов из филиала 'Мемориала' в Назрани.
Террор, осуществляемый по распоряжению Москвы, способствует распространению радикального исламизма, который до войны в Чечне места не имел. Руководитель боевиков Аслан Масхадов, в частности, призывает Москву к переговорам, но в своей риторике он уже сближается с исламистами: 'Неверные будут разгромлены', - пригрозил Масхадов, пообещавший провести в начале августа новые нападения боевиков за пределами Чечни.