Тбилиси, Грузия. - Не так давно народ Грузии начал смелый эксперимент, исход которого был неизвестен. Прошлой осенью, после многих лет упадка и хронического беззакония, он поднялся на защиту демократии. Эти события получили название 'революции роз'.
В то время хор региональных голосов предсказывал Грузии скорую кончину, заявляя, что либеральные ценности и демократические принципы никогда не смогут прижиться на Кавказе, и что вскоре Грузия падет под грузом распространенной коррупции, плохого управления и регионального сепаратизма. Несмотря на недавние трагические события в Южной Осетии, грузинский народ продолжит доказывать, что ученые мужи заблуждались. Почему - станет ясно далее.
На прошлой неделе южноосетинские сепаратисты убили несколько грузинских солдат. Те погибли, пытаясь поддержать мир в южноосетинском регионе Грузии, небольшой, но неотъемлемой части нашей страны, где двенадцать лет назад бушевала сепаратистская война, а сейчас царит гуманитарный кризис.
Ирония ситуации в том, что импульсом для этой безрассудной волны агрессии стали успехи Грузии. Став президентом Грузии в конце прошлого года, я поставил своей главной целью воссоединение страны и борьбу с коррупцией и контрабандой, которые дестабилизируют все государство и ведут его к экономическому краху. Первый шаг на пути к мирному объединению Грузии был сделан в мае. Отважные активисты в черноморском регионе Аджария изгнали местного диктатора, который многие годы подавлял политический плюрализм и свободные СМИ, противодействовал попыткам проведения демократических выборов и угрожал выйти из состава Грузии. Будучи не в силах взглянуть в глаза людям, которых он ранее терроризировал, бывший аджарский диктатор бежал в Москву, где противники компромиссов великодушно предоставили ему убежище.
Помня о примере Аджарии, стоит ли удивляться, что сепаратистский режим Южной Осетии, который многие годы жил за счет преступности, чувствует себя неспокойно из-за демократических достижений Грузии.
Поскольку грузинское правительство недавно приняло серьезные меры, чтобы значительно сократить объемы контрабанды из Южной Осетии и на ее территорию, фактическое руководство этого мятежного региона ощутило угрозу своим доходам и решило прибегнуть к насилию. Грузинские военнослужащие были убиты в надежде спровоцировать конфронтацию, которая поставила бы под вопрос репутацию Грузии в глазах мирового сообщества.
Тысячелетиями Грузия гордилась тем, что является многонациональным и открытым обществом. Национальная и религиозная терпимость всегда была центральной составляющей нашего самосознания. Доказательством этого служит то, что несмотря на активизирующуюся деятельность сепаратистов и растущее напряжение в Южной Осетии, правительство Грузии продолжает политику возвращения беженцев любой веры и национальности из России в Грузию. Мы продолжаем делать это, несмотря на сложную политическую обстановку.
К сожалению, отношение южноосетинских властей и некоторых элементов в российском правительстве привели ситуацию на грань вооруженного конфликта. Хотя Грузия изо всех сил старалась не отвечать на опасные провокации, я ясно дал понять, что мой главный приоритет - это безопасность моего народа, и мы будем защищать наших граждан от агрессии. Но именно потому, что Грузия хочет разрешить этот конфликт путем мирного диалога, я призываю Вашингтон, Брюссель и все международное сообщество принять более активное участие в снятии напряжения в Южной Осетии.
Чем конкретно может международное сообщество способствовать нахождению мирного решения путем политического диалога? Неплохим началом было бы активное участие международного сообщества, особенно США, Евросоюза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в переговорах на высоком уровне между непосредственными участниками конфликта.
Основными темами диалога должны быть следующие три вопроса. Во-первых, демилитаризация Южной Осетии. Полувоенные формирования и поставки оружия из России сыграли ведущую роль в возрастании напряжения. Следовательно, необходимо дать мандат на ввод в Южною Осетию международной миротворческой организации, которая принимала бы во внимание евро-атлантических партнеров Грузии и смогла бы обеспечить безопасность населения и необходимые условия для политических переговоров на пути к долгосрочному урегулированию конфликта. Это единственный реальный способ достижения прочного мира в регионе.
Не менее оперативно мы должны расширить существующий мандат международных обозревателей в Южной Осетии, особенно ОБСЕ. До сих пор миссия ОБСЕ ограничивалась лишь шестью наблюдателями. Кроме того, она пострадала от попыток России не допускать обозревателей ОБСЕ в северную часть Южной Осетии. Именно там в Южную Осетию из России поступает основная часть контрабандного оружия, наркотиков и других товаров - по единственной дороге в республику, туннелю Роки.
Поэтому третьим шагом является создание грузинско-российского КПП и таможенного пункта в туннеле Роки с целью предотвратить появление в Южной Осетии иностранных боевиков, контрабандного оружия и других товаров. Россия продолжает препятствовать созданию подобного пункта, несмотря на то, что признает, что Южная Осетия является частью Грузии.
Позиция грузинского правительства ясна. Международное сообщество должно играть ведущую роль в разрешении этого кризиса, приняв в этом активное участие.
У Грузии и России тесные культурные связи и общая история. У нас теплые отношения с российскими партнерами, и мы надеемся на их дальнейшее развитие. Мы уже достигли некоторого прогресса в совместных попытках борьбы с международным терроризмом. Я хочу продолжать продуктивные рабочие отношения с Москвой, но когда возникает вопрос о защите наших граждан, существует определенная граница, означающая защиту демократических ценностей и территориальной целостности, которую необходимо уважать.
Борьба за мир таит в себе многие опасности, но мы продолжим усилия по воссоединению страны политическим путем, распространению либеральных ценностей и развитию общего рынка на Кавказе как предпосылке для интеграции в европейскую экономику и структуры безопасности.
Несмотря на нынешнее напряжение и явные провокации, я остаюсь верным идее разрешения проблем Южной Осетии мирным путем. Для этого я прошу международное сообщество, которое разделяет мою приверженность мирному урегулированию путем политического диалога, предпринять шаги для осуществления этого процесса. В противном случае напряжение может усилиться, что приведет к падению молодой грузинской демократии и дестабилизации всего региона.
Михаил Саакашвили - президент Грузии.