США и Россия хотят сотрудничать в области политики безопасности. Что необходимо сделать для создания предпосылок для более тесного сотрудничества в борьбе с террором?
'Мы больше не противники, но еще и не союзники', - такими словами подвел итоги недавних консультаций в Санкт-Петербурге со своим американским коллегой Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld) министр обороны России Сергей Иванов. При этом разговор шел, в первую очередь, о борьбе с терроризмом и об углублении партнерства с США в области политики безопасности. В настоящее время мы находимся на переходном этапе. С тем, чтобы добиться результатов, необходимо время и новое мышление.
И новые люди. Почти одновременно с переговорами Иванова в Санкт-Петербурге Путин подписал указ о реорганизации Министерства обороны. Первым заместителем Иванова будет впредь Юрий Балуевский, которого Путин еще в июле назначил новым начальником Генерального штаба. Балуевский, в свою очередь, считается не только профессионалом, но и человеком, в целом свободным от навязчивых идей патриотизма. Это основополагающая предпосылка для эффективного партнерства в борьбе против террора.
И Иванов, и Балуевский пользуются репутацией трезвых прагматиков. Порой резкие слова Иванова по поводу вашингтонской национальной системы противоракетной обороны и расширения НАТО на восток и, прежде всего, его неприятие вступления в НАТО бывших советских республик Прибалтики в меньшей степени адресовались альянсу. Они должны были, главным образом, успокоить ястребов в руководстве армии и спецслужб, с которыми Кремлю приходится считаться.
Крайне спокойной пока была реакция Москвы на заявления Рамсфелда о запланированной передислокации американских войск. Вашингтон намерен в будущем разместить более крупные контингенты войск в непосредственной близости от границ России. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) недавно назвал в качестве возможных новых мест дислокации наряду со странами Персидского залива также Кавказ и Среднюю Азию. Москва, тем не менее, в целом не видит в обоих этих регионах угрозы своим законным интересам. Для этого есть хорошая причина: разочарованные Вашингтоном тамошние государства-преемники СССР снова все больше сближаются по своей собственной инициативе с бывшим старшим братом.
Между тем, одних новых людей для российско-американского партнерства, рассчитанного на долгте годы, недостаточно. Обе стороны должны проявить себя как честные маклеры. Для этого им необходимо отказаться от того, чтобы на урегулирование конфликтов сильно влияли свои собственные внутриполитические соображения.