Танго танцуют вдвоем. Однако ведет в танце только один. В танце глобальной макроэкономики США не ведут. Ведут их. В совокупности, страны мира предлагают США активный торговый баланс, или превышение доходов над расходами (иными словами, экспорта над импортом) на сумму 600 миллиардов долларов в год. В ответ для США значение имеет лишь одно соображение: рабочие места. Два этих фактора - избыток производимой странами мира продукции и американская забота о полной занятости - объясняют глобальную макроэкономическую картину.
На прошлой неделе я пытался отстоять свою точку зрения, что государства Азии с развивающейся рыночной экономикой по крайней мере с момента финансовых кризисов 1997-1998 годов стремятся удерживать сильные позиции своих текущих счетов. С учетом чрезвычайно высокой ставки на частные вклады им это делать довольно легко. Япония и Германия, занимающие второе и третье места в мире по экономическому развитию, также производят избыточную продукцию в больших объемах. В этом году, по данным прогнозов, активы их совокупного текущего платежного баланса (или накопления) составят 256 миллиардов долларов. К ним постепенно присоединяются более мелкие игроки на рынке.
Что же остается США? Отвечаю: огромный дефицит. С 1996 по 2003 год реальный спрос в США увеличивался более быстрыми темпами, чем реальный валовой внутренний продукт. Это происходило каждый год в указанный период. Когда спрос вырастал медленными темпами, как в 2001 году, рост объема производства увеличивался еще медленнее. Таким образом, власти США были вынуждены мириться с более высокими темпами роста спроса, чем потенциального объема производства, а разницу отдавать другим странам, что вело к увеличению отрицательного сальдо по текущим счетам.
Чтобы понять последствия, давайте взглянем на финансовый баланс США, то есть на разницу между доходами и расходами (или накоплениями и инвестициями) иностранцев, государства и частного сектора (см. таблицу).
С момента азиатского финансового кризиса избыток финансового платежного баланса иностранцев в США рухнул. Изменения, однако, претерпели местные партнеры. Во время бума 90-х годов финансовый баланс американского частного сектора изменился: если в первом квартале 1992 года его профицит составлял 6 процентов ВВП, то затем он скатился до беспрецедентного дефицита почти в 6 процентов. Таким образом, расходы американского частного сектора росли на 12 процентных пунктов быстрее, чем доходы. Благодаря мощному экономическому подъему у государственного сектора возник временный профицит. Затем, после краха рынка ценных бумаг, частный сектор сбалансировался по мере того, как промышленные корпорации урезали расходы. Результатом такого изменения стал рост дефицита государственного сектора.
Это лишь внешняя сторона процессов. Она не говорит нам о том, что на самом деле движет экономику. Однако ответ на данный вопрос кажется достаточно ясным. Дефицит текущего счета увеличился во время экономического подъема и упадка. Им движет макроэкономическое поведение и политика курсов обмена валют в других странах. А в это время частный и государственный сектора США, в свою очередь, поддерживают внутренний спрос.
Было ли финансовое понижение неизбежным? Нет, не было. Однако его можно было избежать только в том случае, если бы США были готовы согласиться со спадом производства. Однако никакая американская администрация не потерпела бы такого исхода. Если бы президентом был Альберт Гор, финансовое положение также значительно ухудшилось бы, но по-другому.
По той же самой причине желание обоих кандидатов на президентский пост снизить в предстоящие годы бюджетный дефицит не имеет смысла без изменений внешних позиций США. Эта точка зрения убедительно доказана Уинном Годли (Wynne Godley) и его коллегами из Института экономики Леви и Кембриджского фонда исследований в области финансов* в недавно опубликованных работах.
Точкой отсчета должен стать дефицит текущего счета. По этому вопросу авторы высказываются довольно оптимистично: в период с начала 2004 года по конец 2008 года мировое производство должно расти с реальными темпами в 4 процента ежегодно. Американская экономика в этот же период должна наращивать темпы производства в пределах 3,2 процента в год. По расширенному коэффициенту Федерального резерва, биржевой курс будет сохраняться на 9 процентов ниже своего пика в начале 2002 года. При этих условиях дефицит торгового баланса достигнет пика в 6 процентов от ВВП, а затем начнет стабилизироваться. Однако позиции США по финансовым обязательствам продолжают ухудшаться, в то время как внутренние процентные ставки увеличиваются. Правдоподобное допущение говорит о том, что к 2008 году дефицит по доходам на чистые инвестиции составит около 2 процентов. Дефицит текущего счета в том же году достигнет 8 процентов ВВП.
Теперь давайте взглянем на внутренних партнеров. Авторы статей допускают, что любое увеличение расходов корпораций будет сбалансировано за счет сокращения расходов населения. Таким образом, частный сектор достигнет скромного положительного сальдо в 1 процент от ВВП. Однако это все равно будет ниже среднего показателя прошлых лет, составлявшего почти 2 процента. Если такое произойдет, то по их оценкам, бюджетный дефицит через четыре года должен будет вырасти до 9 процентов.
Это выглядит необычно. Однако отметим, что даже если частный сектор вернется к показателю финансового дефицита в 3 процента ВВП, бюджетный дефицит все равно должен будет составлять 5 процентов ВВП, чтобы соответствовать уровню спроса при соблюдении принципа всеобщей занятости. И это в контексте утечки восьми процентов спроса на дефицит текущего счета.
Давайте говорить прямо. США сейчас уверенно движутся к собственному краху. Страну ведут по пути роста дефицита и задолженностей, как внешних, так и бюджетных. Этот рискованный путь разрушает кредитоспособность США и международную роль американской валюты. Это также может привести к неконтролируемому росту протекционистских мер. Что еще хуже, чем дольше будет продолжаться этот процесс, тем в итоге большее потрясение испытает доллар, а также уровень внутренних расходов. Если текущие тенденции не изменятся, через 10 лет США будут иметь финансовый долг и внешние долговые обязательства, в совокупности превышающие весь ВВП. США утратят контроль за своим экономическим будущим.
Как верно заметил покойный Херб Штайн (Herb Stein), если чему-то суждено закончиться, оно закончится. Однако у нас есть выбор. Власти США могут либо предоставить ситуации развиваться своим чередом, либо разработать стратегию для ломки существующих тенденций. Суть необходимых перемен совершенно ясна: дальнейшая существенная девальвация доллара, сопровождаемая значительным ростом спроса на внутреннем рынке в отношении потенциально возможного объема производства почти всех экономически значимых стран мира. Политики ждут, пока не разразится кризис. Государственные деятели предвидят негативный ход событий и действуют, чтобы предотвратить его. Каковы шансы, что после президентских выборов мы обретем такого мудрого государственного деятеля, способного к экономическому предвидению? Боюсь, они близки к нулю.
* Godley, Alex Izurieta and Gennaro Zezza, Prospects and Policies for the US Economy: Why Net Exports Must Now Be the Motor for US Growth, www.cerf.cam.ac.uk