МОСКВА. - Для Эндрю Иваныя (Andrew Ivanyi) этот день возродил в памяти старые недобрые времена, когда бизнес в России только начинался.
После обеда в прошлую пятницу группа из тридцати человек в форме частной охранной фирмы ворвалась в вестибюль популярной московской гостиницы 'Аэростар', насчитывающей 343 номера, и объявила, что здание принадлежит им. Эти люди заставили канадского управляющего гостиницей Иваныя и его подчиненных немедленно покинуть здание, а клиентам заявили, что гостиница закрывается, и дали им 48 часов на то, чтобы найти себе новое жилье.
Эндрю Иваный, работающий в 'Аэростаре' с 1991 года, когда его открыла группа канадских бизнесменов, сотрудничавшая с российской авиакомпанией 'Аэрофлот', говорит, что эта сцена напомнила ему 90-е годы, время, которое, как он надеялся, Россия оставила далеко позади, когда часто силу применяли для разрешения деловых споров.
- Ни о чем таком я даже не подозревал, это было как гром среди ясного неба, - сообщим он вчера журналистам, - у нас в вестибюле было полно народу, у нас проходили конференции, клиенты въезжали, выезжали: Было очень неприятно.
По словам свидетелей происшествия, люди в форме, захватившие вестибюль гостиницы, носили на груди значки, на которых было написано, что они из компании 'Авиасити', владеющей 25 процентами совместного предприятия 'Аэростар' и купившей недавно права на здание гостиницы.
Поговаривали, что 'Аэросити' сейчас заинтересовались правоохранительные органы из-за подозрительных обстоятельств, при которых она стала обладателем 25-процентного пакета акций 'Аэростар', и компания хочет побыстрее выдворить своих канадских партнеров, чтобы по-своему распорядиться зданием.
Есть информация, что 'Авиасити', владелец которой до сих пор толком неизвестен, владеет торговым центром недалеко от 'Аэростара'. Гостиница стоит на очень выгодном месте - ровно на полпути от одного из главных городских аэропортов до Кремля.
Компания IMP Group со штаб-квартирой в Галифаксе, которой со дня основания 'Аэростара' принадлежит 50 процентов его акций, сообщает, что срок аренды здания истекает только в 2017 году. 'Аэрофлот', который изначально имел 50 процентов, сейчас располагает только 25 процентами.
Посол Канады в России Кристофер Вестдал (Christopher Westdal) передал российскому Министерству иностранных дел дипломатическую ноту, в которой выразил свою обеспокоенность происшедшим.
- Мы очень обеспокоены этими событиями и поддерживаем тесный контакт с властями по этому вопросу, - подчеркнул советник-посланник канадского посольства по коммерческим вопросам Грэм Раш (Graham Rush), - главное - это сейчас сделать так, чтобы в гостиницу могла вернуться законная управленческая команда, которая и далее будет развивать некогда успешное совместное российско-канадское предприятие.
В последнее время канадские инвесторы проявляют все больше интереса к российскому рынку, сказал господин Раш, в то время как захват 'Аэростара' 'несколько затуманивает перспективы вложения денег на российском рынке'.
Глава деловой ассоциации 'Канада-Евразия' (Canada Eurasia Business Association) в России Натан Хант (Nathan Hunt) заявил, что иностранные инвесторы будут с тревогой следить за развитием событий.
- Это событие будет отличной лакмусовой бумажкой, которая покажет будущее коммерческих и административных реформ в России, - считает он, - Если мы живем в новой России, а не в той России, что была десять лет назад, правительство и президент [Владимир] Путин добьются соблюдения законности. В суде IMP Group очень легко выиграет это дело.
Даже если не считать последних событий, 'Аэростар' повидал немало за 13 бурных лет своей работы в России. В 1998 году 'Аэрофлот' тоже пытался выставить IMP за дверь, но канадское правительство среагировало быстро и не давало самолету 'Аэрофлота' в монреальском аэропорту Дорваль (Dorval) разрешения на взлет до тех пор, пока авиакомпания не заплатила 8,2 миллиона долларов, которые до этого IMP выиграла у него по решению суда.
Дело дошло до встречи между канадским премьер-министром Жаном Кретьеном (Jean Chretien) и российским президентом Борисом Ельциным, в результате которой стороны достигли некоего соглашения. Однако до тех пор, пока оно не было достигнуто, менеджеры IMP говорили, что опасаются за свою жизнь во время работы в Москве. Им даже нанимали личную охрану.
В середине 90-х годов гостиничный бизнес в России действительно был зачастую опасен для жизни. Наиболее широкий резонанс получило убийство американца Пола Татума (Paul Tatum), менеджера московской гостиницы 'Рэдиссон-Славянская', буквально в нескольких шагах от входа. У него был серьезный конфликт с русскими партнерами.
Дуг Стил (Doug Steele), канадский бизнесмен, управляющий одним из известных в Москве ночных клубов, говорит, что хотя Россия уже не такое опасное для бизнеса место, как когда-то, захват 'Аэростара' доказывает, что насилие в бизнесе 'все еще имеет место'.
Когда 'Аэростар' открылся в 1991 году, он сразу же стал одним из самых популярных отелей в городе, чему в немалой степени способствовал выданный Королевским банком Канады кредит в 60 миллионов долларов. В то время, когда в Москве были в основном гостиницы советского образца, функциональные, но холодные, размещение в 'Аэростаре' соответствовало всем западным стандартам, и отель был чрезвычайно популярен среди западных бизнесменов, сразу после падения коммунизма ринувшихся в Россию за деньгами.
С тех пор доля на рынке в 'Аэростара' несколько снизилась, так как в Москву пришли известные западные гостиничные сети - 'Марриотт', 'Шератон' и 'Хайят'.
Когда в пятницу произошел захват гостиницы, в ней было занято около 150 номеров, но прошлым вечером ни в одном окне не было света, а главный телефонный номер 'Аэростара' был отключен. Табличка на двери гласила, что гостиница закрыта до октября.