Тель-Авив - Говорят, в 1981 г., за несколько мгновений перед тем, как отдать израильским летчикам приказ разбомбить иракский реакторный комплекс 'Осирак', начальник штаба вооруженных сил Рафаэль Эйтан (Rafael Eitan) объяснил смысл этого задания короткой фразой: 'Альтернатива - наша гибель'.
Решившись на этот молниеносный удар, Израиль дал понять своим врагам на Ближнем Востоке, что еврейское государство не остановится даже перед превентивными акциями, чтобы не позволить им создать ядерное оружие.
Два десятилетия спустя, 'осиракский прецедент' остается в силе. Сегодня, когда администрация Буша ужесточает свою риторику относительно ядерной программы Ирана, возможность того, что Израиль воплотит в жизнь завуалированные угрозы нанести удар по иранским ядерным объектам, остается 'джокером' в его колоде.
Однако несколько израильских экспертов утверждают, что история с 'Осираком' и нынешняя иранская проблема - вещи несопоставимые, и возможность повторения такого удара крайне мала.
В отличие от начала 1980х, когда никто, кроме Израиля, не воспринимал иракскую ядерную программу в качестве угрозы, сегодня существует перспектива, что на Иран окажет давление международное сообщество во главе с США, что превращает односторонний удар Израиля в весьма проблематичный вариант.
Поскольку на прошлой неделе советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) предупредила, что США не потерпят превращения Ирана в ядерную державу, Израиль, по словам наблюдателей, с куда большей вероятностью будет действовать в тандеме со своим могущественным союзником, чем в одиночку.
'Ситуация сегодня совершенно иная, - говорит Эфраим Кам (Ephraim Kam), глава Центра стратегических исследований имени Бегина и Садата при университете Бар Илан в Рамат-Гане (Израиль). - Чтобы Израиль предпринял какие-то шаги, помимо дипломатических, требуется лучшее понимание на международной арене того факта, что иранцев не остановить'.
Тегеран признает, что стремится приобрести так называемую 'ядерную технологию двойного назначения' для производства электроэнергии, но отрицает, что в его намерения входит создание ядерного оружия.
Повторение пройденного?
Даже сама способность израильских военных повторить решительный удар, подобный бомбардировке 'Осирака', вызывает сомнения. Если все работы Ирака в ядерной сфере были сосредоточены в комплексе 'Осирак', то иранцы, по словам экспертов по ядерным технологиям, осуществляют свою программу на целом ряде объектов, часть из которых спрятана под землей.
Из-за этого, по мнению аналитиков, нанести такой же точечный и эффективный удар по Ирану практически невозможно. Неясно, каким образом израильские вооруженные силы смогут уничтожить подземные комплексы с ядерными центрифугами; кроме того, сама задача выявления всех иранских ядерных объектов сопряжена с огромными усилиями разведки и риском.
'Не думаю, что превентивная акция возможна, поскольку речь идет о ядерной программе совершенно иного типа, - говорит Шмуль Бар (Shmoel Bar) из Института политики и стратегии в израильском городе Герцлия. - Превентивное нападение по принципу внезапного и молниеносного удара не гарантирует большого успеха'.
Тем не менее, превентивное наступление уже десятки лет является важнейшим элементом оборонной доктрины Израиля - самым известным примером таких действий является уничтожение израильскими ВВС египетской авиации прямо на аэродромах, послужившее началом войны 1967 г. Такой подход по-прежнему оказывает влияние на мышление израильского военного истэблишмента.
Поскольку, по оценкам израильских разведслужб, Иран разработает ядерное оружие к 2007 г., представители оборонного ведомства время от времени намекают на возможность первого удара. В декабре министр обороны Шаул Мофаз (Shaul Mofaz) - кстати, сам он родился в Иране - заявил в радиоинтервью, что в ходе такой атаки Израиль постарается свести к минимуму жертвы среди мирного населения.
На прошлой неделе начальник генерального штаба вооруженных сил Израиля Моше Яалон (Moshe Yaalon) отметил в интервью ежедневной газете 'Yediot Ahronot', что в противостоянии иранской угрозе Израиль 'не может полагаться на других'.
В последние недели обе страны играют друг с другом в 'кошки-мышки', проводя испытания ракет. Иран заявляет, что в случае нападения израильтян на его ядерные объекты он нанесет по Израилю удар баллистическими ракетами.
'Израилю совершенно ясно, что мы не станем ждать, пока угроза станет реальностью, - отмечает Эфраим Инбар (Ephraim Inbar), глава Центра стратегических исследований имени Йаффе при Тель-Авивском университете. - В интересах самообороны мы должны действовать в превентивном режиме'.
Тем не менее, по словам аналитиков и официальных лиц, односторонний удар Израиля по образцу 1981 г. представляется маловероятным в тот момент, когда по соседству с Ираном - в Ираке - находятся американские войска. Действуя самостоятельно, Израиль вынужден будет отказаться от помощи разведданными и людьми со стороны американских военных, занимающих более выгодные позиции для такого удара.
Соучастие США?
Удар по 'Осираку' вызвал волну осуждения во всем мире - к этому хору присоединились госсекретарь США Александр Хейг (Alexander Haig) и представитель в ООН Джин Киркпатрик (Jeane Kirkpatrick). Однако помимо временной приостановки поставок американских истребителей F-16, никаких долгосрочных последствий для Израиля эта акция не имела.
Сегодня, в отличие от 1981 г., вина за подобную атаку будет возложена не только на Израиль. Мусульманский мир воспримет США как соучастника - что, возможно, даст экстремистам новый повод для терактов против западных объектов.
'Несомненно, это будет рассматриваться как продолжение того, что американцы сделали в Ираке, - говорит Брюс Мэдди Вейцман (Bruce Maddy Weizmann), научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований имени Дайана при Тель-Авивском университете. - Очень многие считают, что США и Израиль действуют согласованно'.
Израильские официальные лица, со своей стороны, утверждают, что Иран намерен использовать свой ядерный потенциал, чтобы угрожать Саудовской Аравии, Европе и интересам США в Персидском заливе.
В связи с подобной позицией оправдать новый 'Осирак' будет труднее, ведь такая акция вступит в противоречие с утверждениями израильтян о том, что ядерная программа Ирана представляет собой угрозу глобального, а не регионального масштаба.
'Мы не хотим создавать впечатление, что это наша задача, - отмечает израильский депутат Ювал Штейнмец (Yuval Steinmetz), председатель парламентского комитета по иностранным делам и обороне. - Пусть на этот раз мир спасает не Израиль, а кто-нибудь другой'.