Трудно поверить, но в этом вопросе критики и сторонники правящей коалиции ФРГ сошлись во мнениях. Обещанный президентом Бушем вывод американских войск из Европы - это не штраф за неуступчивость Германии во время иракской войны. Просто интересы внутренней, внешней и оборонной политики США на этот раз соответствуют потребностям изменившегося мира. С точки зрения военного присутствия Соединенных Штатов на европейском континенте, заканчивается целая эпоха.
Изменения происходят также в умах людей. В отличие от ГДР, где отгородившихся от населения русских разве что иронически называли 'друзьями', жители ФРГ очень тепло относились к французам, англичанам и, прежде всего, к американцам. Союзники не пытались укрыться от внешнего мира. Народные гуляния в Западном Берлине были не фальшивкой, а проявлением сплоченности. То же самое можно сказать о браках, которые заключались между берлинскими женщинами и солдатами трех держав-победительниц.
А сегодня? Германия объединилась, договор '2 плюс 4', подписанный в 1990 году, раз и навсегда установил границы Германии, закрепив окончание 'холодной войны'. Робкая надежда, которая зародилась 14 лет назад, сегодня стала реальностью. Ни от России, ни от других бывших республик СССР не исходит опасность для Европы. Больше нет нужды держать в Германии американские танковые дивизии на случай агрессии с востока. А если солдаты армии США действительно предпочитают жить в Америке, а не в Германии, то призыв президента возвращаться домой выглядит вполне логично.
Однако дело не только в этом. Если американские военные и члены их семей будут зарабатывать и тратить свои деньги в Соединенных Штатах, то это укрепит экономику США. Такое развитие событий, в свою очередь, поможет Джорджу Бушу в предвыборной гонке, которая происходит в период, когда из-за войн в Ираке и Афганистане рекордное количество американских солдат оказалось за границей. В таком случае, вывод войск из Европы тесно взаимосвязан со взрывоопасной ситуацией на Ближнем Востоке. Так могут возникнуть очаги напряженности глобального масштаба, именно оттуда исходит опасность религиозно-политического фундаментализма. Там же с этой опасностью, видимо, следует бороться.
Для этого Соединенным Штатам нужны мобильные и эффективно действующие подразделения, то есть силы кризисного реагирования. Решение разместить их на временных базах в СНГ, а не в Германии, откуда лететь на два часа дольше, совершенно оправданно. Правда, в случае наступления кризиса нельзя гарантировать политическую стабильность в странах Содружества. Поэтому американцы, судя по всему, захотят сохранить две военно-воздушные базы в Германии. То же самое касается военных госпиталей, где сейчас проходят лечение солдаты, раненые в Ираке. В неспокойные времена немцы сохраняют в глазах американцев репутацию надежных союзников. Критики скажут, что зависимость ФРГ, таким образом, сохраняется. Однако на ситуацию можно взглянуть и по-иному. Если партнерство основано не на общих ценностях, а исключительно на наличии внешней угрозы, то ему, в любом случае, грош цена.
Процесс частичного вывода войск будет продолжаться до 2011 года. Это неизбежно затронет бундесвер, который зачастую сталкивается с теми же проблемами, что и американская армия. Конечно, военные захотят сохранить те базы, содержание которых экономически оправданно. Но если внешней угрозы больше не существует, то люди вправе ожидать, что их министр обороны обдумает хозяйственные последствия того или иного решения по поводу места расположения баз. Никому ведь не нужно, чтобы немцы ушли вслед за американцами.