В то время, как немецкие атлеты постепенно теряют надежду на третье место по количеству завоеванных медалей, китайцы, судя по всему, начали долгий путь к мировому лидерству, который должен завершиться не позднее 2008 года, в год Игр, которые пройдут в Пекине. Неожиданно то, сколь много атлетов из Срединной империи могут в этом году завоевать золотые медали. Американское издание Sports Illustrated уже перед этими Играми предрекало, что Китай станет 'лидером Олимпийских игр 2004 года'. Четыре года назад в Сиднее китайская национальная команда заняла уже третье место после США и России. Она завоевала 59 медалей (28 - золотых, 16 - серебряных, 15 - бронзовых). Ли Фуронг (Li Furong), руководитель миссии президента НОК Юан Веймина (Yuan Weimin), не зря говорит: 'Наша цель - 20 золотых медалей и третье общекомандное место'. Создается впечатление, что цели эти даже излишне скромные.
Оптимисты предсказывают, что китайцы получат 30 золотых медалей, ход соревнований подтверждает такую уверенность. После четырех дней соревнований трофеи китайской команды, насчитывающей 405 атлетов, можно назвать феноменальными: 10 золотых медалей, 6 - серебряных и 4 - бронзовых, завоеванных в 50 олимпийских дисциплинах из 301. 'Прекрасный старт', - говорит Ли Фуронг.
Тем не менее, он пытается проявлять сдержанность. Без удовольствия внимает, когда речь заходит о превращении Китая в 'новую сверхдержаву в мировом спорте'. 'США и Россия в настоящее время для нас пока недосягаемы', - говорит он уклончиво. События примут серьезный оборот, согласно Ли Фуронгу, только на следующих Олимпийских играх. 'Наша команда находится на этапе строительства. Она молода, средний возраст ее членов 23 года. Это часть нашей стратегии на пути к Олимпийским играм 2008 года в Пекине. Мы уже сегодня хотим дать молодым атлетам опыт участия в соревнованиях мирового уровня. 'Дома готовится второе поколение. Это, главным образом, талантливые молодые люди моложе и чуть старше 1990 года рождения', - рассказывает Ли Фуронг. В 2008 году им будет как раз по 18 лет - это именно тот потенциал, на который делают ставку китайские тренеры, воспитывающие медалистов. 'Стратегия Золото' - так называется план, разработанный китайским Комитетом по делам спорта с благословения, выдает тайну Ли Фуронг, социалистического государственного руководства. Тем самым, Ли Фуронг хочет также сказать: 'Стратегия Золото' пользуется финансовой поддержкой правительства. Впрочем, от ответа на вопрос о размерах финансовых средств он уходит.
Китайцы демонстрируют в Афинах свою силу не только в видах спорта, в которых они традиционно занимают хорошие позиции. Наряду с настольным теннисом, прыжками в воду или гимнастикой китайские атлеты лидируют также в тяжелой атлетике, в стрельбе ( в Афинах в стрелковых соревнованиях принимает участие 41 китайский спортсмен), в волейболе, в футболе, в ручном мяче, в баскетболе, в хоккее или в софтболе. По словам Ли Фуронга, растут успехи также в легкой атлетике. Вчера в Афины прибыли 52 китайских легкоатлета. 'Среди них 20 совсем молодых спортсменов, от которых ждать чуда пока рано'. Зато уже сейчас достигнуто больше, чем ожидалось, в плавании. 'Здесь окупают себя инвестиции последних лет'.
В связи со спортивным подъемом в Китае примечательной является доля женщин в олимпийской команде, насчитывающей 405 человек. В ней 138 мужчин и в то же время - 267 женщин. 'Наши женщины физически крепкие. Мы очень сильно поддерживаем развитие женского спорта по всей стране', - поясняет Ли Фуронг. Оправданным является также то, что женщины часто тренируются вместе с мужчинами. Конкретным примером этого является успех китайских тяжелоатлеток. Их доминирование заставило международный союз тяжелоатлетов принять меры, тормозящие прорыв Китая. Каждая страна может выставить только четырех женщин-тяжелоатлетов, хотя существует шесть олимпийских весовых категорий. За китайской 'Стратегией Золото' стоит долгосрочная программа развития спорта, которая во многих деталях напоминает испытанную систему поддержки спорта в ГДР, которая после политического переворота постепенно сошла на нет. 'Мы создали в массовом порядке систему опорных пунктов, которая охватывает почти всю страну. При этом мы не упускаем из виду ни одного вида спорта, рассказывает Ли Фуронг. Но это - не 'восточногерманская копия', Китай идет своим собственным путем, подчеркивает он, пытаясь уйти от любого комментария, что касается вопроса, 'почему надо отказываться от того, что себя зарекомендовало'.
Ли Фуронг называет еще одну поучительную деталь: 'Подрастающие таланты в возрасте одиннадцати, двенадцати лет в Китае забирают из школ и определяют в специальные спортивные учреждения, где проводятся спортивные занятия'. Совсем между прочим, он рассказывает также, что нередко 'молодые таланты направляются для спортивной подготовки в США'. Шаг, который еще недавно был немыслимым для китайского спорта.
Иными словами, страна, насчитывающая 1,3 миллиарда жителей, находится на пути, который должен вывести ее в 2008 году в Пекине в 'лидеры' мирового спорта, как это не исключил вчера также и президент германского НОК Клаус Штайнбах (Klaus Steinbach). 'Я ожидаю, что через четыре года Китай будет на первом месте'.
Вежливый Ли Фуронг несколько резко реагирует на повторяющиеся обвинения по поводу 'государственного допинга': 'Это проблема вчерашнего дня. Перед Сиднеем из-за допинга мы исключили из состава команды 25 спортсменов. С тех пор мы последовательно боремся против допинга. Мы чувствуем большую, чем когда-либо, ответственность за чистый спорт'.
То, что спортивный гигант по имени Китай давно проснулся, станет, очевидно, ясно не позднее торжеств по случаю закрытия игр 2004 года в Афинах, когда Олимпийское знамя будет передаваться стране, где пройдут следующие Игры: Китаю.