В последние несколько месяцев Россия послала иностранным инвесторам целый ряд негативных сигналов в дополнение к правительственной кампании по захвату 'Юкоса'. Возможно, это отражает растущий раскол в правительстве относительно приверженности экономическим реформам и международному бизнесу.
Правительство отложило или отменило несколько крупных американских проектов, приняло новые законы, ослабляющие права миноритарных акционеров и начало расследование иностранных инвестиций в государственную газовую монополию. Кроме того, Россия осталась глуха к просьбам Вашингтона о расширении энергетического сотрудничества с США в свете растущих цен на нефть и опасений нестабильности в мировой экономике.
По мнению многих аналитиков, все это может положить конец наблюдавшемуся до недавнего времени росту иностранных инвестиций. Американские и европейские компании Россия привлекала своими огромными энергетическими запасами, растущим потребительским рынком, процветающим фондовым рынком и реформирующейся экономикой.
Идущие в правительстве дебаты стали достоянием общественности на прошлой неделе, когда премьер-министр Михаил Фрадков на заседании правительства поспорил о рыночной политике с двумя министрами, что было подробно освещено российскими СМИ.
'К сожалению, положение нестабильно, и правительство должно прояснить свою позицию', - заявил бывший министр финансов Борис Федоров, основатель одного из ведущих инвестиционных банков. Президент Путин часто говорит о важности иностранных инвестиций, 'но когда доходит до дела, наша политика зачастую недостаточно решительна, чтобы внушить инвесторам' уверенность, полагает он.
Складывающаяся ситуация все больше беспокоит власти в Вашингтоне. По словам одного американского чиновника, во время визита в Санкт-Петербург в этом месяце министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld) неофициально предупредил своего российского коллегу Сергея Иванова, что Россия может повредить своему международному имиджу надежного делового партнера.
Неопределенность инвестиционного климата препятствует экономическому росту. В последние несколько лет, после фактически финансового краха, российская экономика развивалась со скоростью около 7% в год. С помощью высоких цен на нефть страна смогла стабилизировать рубль, сократить инфляцию, прекратить задержки зарплаты, достичь значительного положительного сальдо торгового баланса, погасить многие международные долги и накопить серьезные валютные резервы.
По данным правительства, в первом полугодии иностранные инвестиции выросли на 50% и составили 19 млрд. долларов, тогда как прямые инвестиции в конкретные компании и проекты увеличились на 35% до 3,4 млрд. долларов.
Компания GE Consumer Finance приобрела российский банк, Heineken H.V. - две российские пивоварни, франко-испанская фирма Altadis S.A. - ведущую российскую независимую компанию по производству сигарет, а французская BNP Paribas - 50% ведущего российского банка, специализирующегося на кредитовании потребителей.
И все же объемы иностранных капиталовложений остаются незначительными по сравнению с остальной Восточной Европой, отражая сохраняющиеся риски ведения дел в России, где коррупции подвержены все уровни власти. Обещания Путина реформировать газовую отрасль, электроэнергетику и банковский сектор до сих пор не выполнены.
Дело 'Юкоса' лишь подчеркнуло существующие в стране опасности. Главный акционер нефтяного гиганта, Михаил Ходорковский, обвиняется в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, а государство дробит его компанию, чтобы добиться погашения налоговой задолженности. Многие считают эту кампанию политическим возмездием сопернику Путина.
'Дело 'Юкоса' существенно испортило инвестиционный климат, так же как и страхи миноритарных акционеров', - говорит Юлия Кочетыгова, глава отдела управленческих услуг московского отделения международного рейтингового агентства Standard & Poor's.
В то же время крупные иностранные компании начинают выказывать недовольство задержками в принятии решений российскими чиновниками. Alcoa Inc. и Siemens AG независимо планировали приобрести объекты в России, но пока не могут получить разрешения антимонопольной службы. Переговоры Marathon Oil Corp. о создании совместного предприятия с государственной компанией 'Роснефть' в прошлом месяце были неожиданно прекращены. Cargill Inc. столкнулась с проблемой реклассификации земли для осуществления своего проекта в России, говорят представители делового сообщества. У ExxonMobil отобрали лицензию на разработку сахалинских месторождений.
'После начала дела 'Юкоса' ни одна из крупных сделок не была осуществлена', - говорит представитель американской корпорации, столкнувшейся в России с проблемами. Он отказался назвать себя, опасаясь вызвать недовольство правительства. - 'В некотором смысле это чудо, что после дела 'Юкоса' кто-то еще хочет взглянуть на Россию. Правительство говорит, что это единичный случай, отклонение. Однако и мы, и другие компании пока только ждем от российского правительства одобрения крупных сделок'.
Эндрю Сомерс (Andrew B. Somers), президент Американской торговой палаты в России, полагает, что подобные задержки могут быть вызваны сумятицей из-за недавней реорганизации правительства, проведенной Путиным. Но, добавляет он, 'они также могут быть вызваны тем, что власти переосмысливают природу этих иностранных инвестиций'.
Тем не менее, Сомерс настроен оптимистично. 'Общая тенденция положительная', - отмечает он.
Еще один шаг, вызвавший беспокойство инвесторов, был предпринят Госдумой. В июне парламент принял закон, который позволяет магнатам избавляться от миноритарных акционеров. Согласно закону, если акцинер владеет хотя бы 90% акций компании, он может заставить владельцев остальных акций продать их по цене, установленной его оценщиком. При этом не устанавливается ни обязательная правительственная проверка, ни требование справедливой цены или ответственность оценщика.
'Это самое опасное решение, принятое с тех пор, как Путин пришел к власти', - говорит Уильям Броудер (William F. Browder), глава крупной инвестиционной компании Hermitage Capital Management.
Расследование, проведенное Броудером, показывает, что новые нормы подвергают риску 188 тысяч акционеров с общей суммой инвестиций 3 млрд. долларов в таких компаниях, как 'Сибнефть', 'ТНК-ВР', и 'Сиданко', а также в Магнитогорском металлургическом комбинате и пивоварне 'Балтика'. Для вступления в силу закон должен быть одобрен еще раз и подписан Путиным.
Виктор Плескачевский, председатель думского комитета, разработавшего этот законопроект вместе с правительством, говорит, что он направлен против 'влиятельных миноритарных акционеров', стоящих на пути прогресса. 'Если один миноритарный акционер против трансформации компании в другой тип предприятия, страдает вся компания, для миноритарных акционеров это способ шантажа', - заявил он.
Другим событием, всполошившим инвесторов, стало решение МВД начать по запросу одного депутата расследование деятельности компании Федорова, 'Объединенной финансовой группы', и ее владения акциями 'Газпрома', государственной газовой монополии. Иностранцы не могут приобретать внутрироссийские акции 'Газпрома', но многие владеют ими косвенно, через российских посредников. Эти схемы получили название 'серых'. (Другой вид акций 'Газпрома' торгуется за границей и может быть приобретен иностранцами легально.)
Эта новость вызвала обеспокоенность на рынке, и акции газового гиганта упали на 12,5%.
Федоров приписывает этот ход недовольному инвестору, судящемуся с 'ОФГ', которая управляется американцем и частично принадлежит немецкому Deutsche Bank AG.
Некоторые российские и иностранные инвесторы начинают винить во всем премьер-министра Фрадкова, умеренного бюрократа, назначенного на эту должность в марте. Его резюме содержит явные признаки службы в КГБ. Публичный диспут между Фрадковым и двумя министрами, выступающими за экономические реформы, показал, что в правительстве существует напряженность.
По сообщениям прессы, в четверг на заседании правительства Фрадков спросил, почему правительство не может просто изменить экономический прогноз на следующий год, повысив его показатели. Министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф возразили, что экономика не будет расти прежними темпами, если Фрадков откажется продолжать рыночные реформы в ключевых секторах.
'Нам не удалось провести в жизнь все наши планы', - сказал Кудрин. И спросил Фрадкова: 'Вы готовы взять реформы... под свой личный контроль?'