Путинская Россия переживает бум. Вслед за крупными компаниями свой шанс на громадном рынке Востока все в большей мере открывает также средний бизнес. Однако тот, кто собирается вести в России успешный бизнес, должен быть готов (почти) ко всему. Правовые рамки пока ни в коей мере не удовлетворяют западноевропейским требованиям, не говоря уже о том, как порой поступают органы власти и суды.
Тем временем российское законодательство после хаоса девяностых годов в значительной мере кодифицировано. Активная помощь со стороны западных советников привела к тому, что оно сильно ориентировано на модель континентальной Европы. Поэтому не удивительно, когда формы компаний очень похожи на формы, существующие в Германии. Часто использовавшиеся в переходный период представительства постепенно исчезают, поскольку они не дают преимуществ в условиях экономической активности. Иностранные инвесторы обращаются, как правило, к таким правовым формам, как общество с ограниченной ответственностью (ООО) или закрытое акционерное общество (ЗАО).
Впрочем, следует проявлять осторожность, перенося непредубежденно немецкие представления о праве на российские условия. Так, невозможно при ООО иметь все представительство в целом, всегда должен быть, по меньшей мере, один человек, имеющий право на единоличное представительство. Если есть желание принять в компанию российского партнера, то следует подумать, чтобы каждый участник общества с ограниченной ответственностью мог в течение короткого срока заявить о своем выходе из него. С тем, чтобы затем выплатить ему его долю, что приводило некоторых инвесторов к большим проблемам.
Тем не менее, часто бывает целесообразным использовать в интересах совместного предприятия знание рынка или местные связи российского партнера. К сожалению, российский торговый регистр, в отличие от Германии, не отличается столь обширной и надежной информацией, поэтому рекомендуется прибегать к дополнительным источникам информации. Товар, произведенный в Германии, пользуется в России большим авторитетом. Именно это привлекает внимание широко распространенного, особенно в провинции, пиратства на рынке. Правовая защита сортов, патентов или торговых марок товаров находится в зачаточном состоянии. Поэтому перед началом работы возможные марки товара следует зарегистрировать на условиях, действующих и в России.
Ключом успеха на российском рынке являются квалифицированные российские сотрудники. Многие россияне имеют прекрасную подготовку, молодое поколение к тому же владеет, как правило, английским или немецким языками. Однако к тому, как россияне относятся к работе, надо привыкнуть. Если люди старшего возраста склонны к более мягкому советскому режиму работы, то более молодые россияне многому научились у Америки. Если они получают предложение о работе с более выгодными условиями, то меняют компанию без всякого промедления. При этом они пользуются правом, оговоренным договором, уволиться не позднее 14 дней после подачи заявления об уходе.
Российское трудовое право было в последнее время, в частности, усовершенствовано, но оно традиционно все еще ориентировано на интересы наемного работника. Это неизбежно накладывает отпечаток на трудовые отношения в России. То есть, если сотрудник уволиться может быстро, то работодателю избавиться от наемного работника так же трудно, как и в Германии.
Россия, где налог на доходы составляет 13 процентов, а налог на прибыль - максимально 24 процента, является для иностранных инвесторов привлекательным местом для приложения капитала. Снижение к новому году налога на добавленную стоимость до 18 процентов и отмена налога с продаж привели к дальнейшему улучшению налогового климата. Даже если теперь судиться с налоговыми органами по поводу их решений - дело теперь больше уже не такое и бесперспективное, - то встреча с ними остается зачастую поводом для жалоб.
Вообще реализация законодательства при возникновении спорных случаев все еще остается больным местом. Большинство немецких компаний стремится разбираться с возможными правовыми спорами у себя дома по немецкому законодательству. Впрочем, это не рекомендуется, так как решения немецких судов в силу отсутствия межгосударственного соглашения с Россией, реализовать, как правило, невозможно. В частности, некоторые предприниматели получали таким образом решение в свою пользу, но реализовать его не могут.
В качестве выхода, - впрочем, очень дорогого - остается арбитражное производство. При этом следует обращать внимание на оговорки третейского суда или на третейское соглашение. Так, некоторые немецкие предприниматели думали, что видят в лице 'арбитражного суда' третейский суд - и оказывались затем перед государственным экономическим судом. Их название 'арбитражный суд' является наследием советских времен. Государственные суды плохо оснащены и пользуются сомнительной репутацией. Впрочем, в них можно относительно быстро и легко добиться решения, подлежащего исполнению.