Хотя техническая реализация плана по нейтрализации крупнейшей российской нефтяной компании как независимого экономического и политического субъекта несколько запаздывает, Владимир Путин уже знает, чем должна закончится операция по преследованию и уничтожению ЮКОСа. Какой бы оборот не принял уголовный процесс против Михаила Ходорковского, цель пытающегося задушить его империю Кремля - ликвидировать силу, ставшую для Путина угрозой с того самого момента, как нефтяной магнат начал задумываться над проектами, явно выходившими за рамки чисто экономических.
Остается лишь ждать, потребует ли Путин оплатить счета и других олигархов, сумевших нажить свои состояния при Ельцине. Попросит ли Абрамовича показать документы на покупку футбольного клуба 'Челси'? Проигнорирует ли былые налоговые прегрешения других олигархов? Пока над этими вопросами приоткрывается завеса тайны, лидеры европейских демократических государств могут извлечь из дела ЮКОСа несколько уроков.
Первый из них заключается в том, что разделение властей больше не является в России действенной реальностью. Многие политики новой России даже не представляют себе, что правосудие может быть чем-то отличным от простого расширения полномочий исполнительной власти. Судьи и прокуроры ориентируются на курс Кремля: и это происходит не только потому, что они получают указания по телефону, но и потому, что они руководствуются определенными знаками и приметами, среди которых особенно выделяется тон государственного телевидения. Официальные документы и законы носят в России относительный характер. В этой стране существует набор правил поведения, являющийся куда более важным критерием.
Второй из уроков - российская политика и экономика склоняются сегодня к монополизму. Это объясняется причинами исторического характера и тем фактом, что возможности диверсификации (свободного соперничества политических партий и компаний) в России прижиться не смогли. Частично из-за отсутствия опыта (и из-за алчности) действующих лиц, частично - из-за их инертности. Путина можно считать персонификацией названных обуславливающих причин.
Суть же третьего урока заключается в следующем: западные предприниматели должны знать, что их интересы в России не будут прогрессировать в случае, если они столкнуться с государственной идеей политических руководителей страны. Коммерческая деятельность - и особенно это касается крупной коммерческой деятельности - в этой стране невозможны без учета интересов государства, и, прежде всего, интересов лидеров, представляющих это государство в настоящий особенный момент. Нежелание европейских лидеров ставить Путина в неловкое положение, задавая откровенные вопросы о Ходорковском и ЮКОСе, и их стремление умыть руки перед сохраняющейся практикой авторитаризма, вполне возможно, объяснимы, если помнить о громадных природных ресурсах России и зависимость от них Европы. Но сложившаяся ситуация лишает надежды тех, кто работает в этой стране над созданием демократического и плюралистического государства.