Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва в Средиземноморье? Яхт-лихорадка в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская столица со всех сторон окружена сушей, а ее водоемы большую часть года покрыты льдом, и тем не менее в поисках новых игрушек, на которые можно потратить деньги, российские богачи превращают Москву в центр лодочного спорта. Продажи яхт мирового класса - как, впрочем и любых других предметов роскоши, от автомобилей 'Феррари' до инкрустированных драгоценными камнями часов - процветают: россияне демонстрируют свои покупательные способности, как никогда раньше

Москва. - Российская столица со всех сторон окружена сушей, а ее водоемы большую часть года покрыты льдом, и тем не менее в поисках новых игрушек, на которые можно потратить деньги, российские богачи превращают Москву в центр лодочного спорта.

Продажи яхт мирового класса - как, впрочем и любых других предметов роскоши, от автомобилей 'Феррари' до инкрустированных драгоценными камнями часов - процветают: россияне демонстрируют свои покупательные способности, как никогда раньше.

'Теперь этот высший слой, несколько тысяч людей, увеличивает размер своих яхт, заменяя суда стоимостью полмиллиона долларов на другие, стоящие 10 миллионов', - говорит Александр Маркаров, владелец яхт-клуба 'Аврора' на Клязьминском водохранилище, на севере Москвы.

'Многие держат свои яхты на Средиземном море, но многие привозят их сюда из соображений престижа', - рассказывает Маркаров, стоя на пристани для 65 яхт и наблюдая за большой белой яхтой, проплывающей мимо фабрик на другой стороне канала. - 'Они используют их как еще один офис, а в море выходят раз или два за сезон'.

В то время как среднестатистическому россиянину остается лишь мечтать о собственной лодке любого размера, растущее богатство Москвы становится все более заметно повсюду, от новых торговых центров до эксклюзивных каталогов, предлагающих эксклюзивные самолеты, наручные часы за 135 тыс. долларов и 'бюстгальтер-фантазию' от Victoria's Secret с 6 тысячами драгоценных камней общим весом 2500 каратов и стоимостью 11 млн. долларов.

Теперь в Москве больше миллиардеров, чем в Нью-Йорке (33 против 31) или любом другом городе мира, согласно данным журнала 'Форбс', который подсчитал, что одна четверть огромных нефтяных и минеральных богатств России контролируется всего сотней людей.

'Что еще остается богатому россиянину, когда у него есть квартира, автомобиль или несколько и дом за границей? Яхта', - говорит Зарий Черняк, главный редактор питерского журнала 'Капитан'.

'Если у него есть иностранный партнер, что [богатый русский] может ему предложить? Баню и шашлык, - продолжает он. - А партнер показывает свою яхту. И тогда, чтобы быть на равных, [русский] тоже должен купить яхту'.

Некоторые российские олигархи уже прославились тратами на водный спорт. Владелец футбольного клуба 'Челси' Роман Абрамович - обладатель трех яхт, которые по размеру занимают 5е, 6е и 16е место в мире, согласно рейтингу 100 крупнейших яхт Power and Motor.

Его 370-футовая Le Grand Bleu ('Голубая бездна') со встроенным 72-футовым парусником и 68-футовым катером сейчас находится в порту Нью-Йорка. Яхта настолько велика, что когда прошлой весной она стояла в Монако, певица Ширли Бэсси (Shirley Bassey) жаловалась, что из ее дома на вершине горы не видно гавани.

'Я только что вернулся из Италии и знаю, что 'Буревестник' [самый дорогой яхт-клуб Москвы] приобрел более новые яхты', - говорит Артур Кляницкий, редактор российского журнала Yachting.

'Разумеется, яхтенный спорт в России - это элемент престижа и он популярен не только среди самых богатых', добавляет он. Когда он представляет журнал в Европе, 'все спрашивают: А как же Абрамович? Но российский яхтенный спорт - не только для Абрамовича'.

И все же, несмотря на зачастую мишурное богатство Москвы, корни потребительской культуры уходят в сталинский Советский Союз 1930х годов. Именно тогда Москвы пыталась создать новую культуру и запустить массовое производство предметов роскоши, которые могли бы посоперничать с Западом.

В то время как миллионы голодных советских людей стояли в очередях за буханкой хлеба, Сталин отправлял чиновников в Америку, чтобы узнать обо всем от гамбургеров до мужских костюмов в магазинах Macy's.

'В советские времена выпускались дешевые подделки роскошных товаров или предметов, которые считались роскошными в прежние времена аристократов или которые копировались с Запада', - объясняет Юкка Гронов (Jukka Gronow), профессор социологии Упсальского университета (Швеция). Он подробно описывает эти попытки СССР в книге 'Икра с шампанским: обычная роскошь и идеалы хорошей жизни в сталинской России'.

'В основном все производилось в СССР, но любая импортированная вещь с западной этикеткой была востребована', - рассказывает ученый. Культурное знание западного потребителя было очень ограничено, что акцентировало 'модель потребления, при которой ограниченного количество вещей считаются ценными или чрезвычайно шикарными. Нечто похожее мы имеем сегодня, когда всем обязательно нужно иметь 'Мерседес-Бенц'.

Те, у кого здесь, в одном из самых дорогих городов мира, есть лишние деньги, начинают включать в этот список и яхты.

Интерес к ним начал расти в 1995 году после периода хаоса и наживы, последовавшего за распадом Советского Союза. По словам Маркарова, продажа водных мотоциклов и лодок 'Зодиак' удваивалась каждый год до экономического кризиса в августе 1998 года. Продажи и членство в клубе возродились вновь, поскольку два года назад процессы регистрации яхт были упрощены, несмотря на то, что тариф на импорт роскошных судов составляет 43%.

В 2003 году в западную часть России было ввезено около 200 иностранных яхт длиной более 16 футов. В этом году их число может достичь 400. В 2003 году было импортировано около 400 подвесных лодочных моторов, половина из которых предназначалась для новых судов.

Среди немногих эксклюзивных яхт-клубов России 'Аврора', организатор ежегодных регат, работает с энтузиастами, а не только как место стоянки дорогих игрушек. К следующему году Маркаров собирается удвоить количество мест для стоянки.

'В советском обществе роль играли не деньги, а репутация', - говорит он. Впервые он побывал на этом самом причале в 5 лет, в 14 начал заниматься лодочным спортом в школе, а в начале 1980х стал яхтсменом. 'Здесь все было иначе, - вспоминает Маркаров. - Вы могли быть директором института или рабочим завода, но здесь вы пили одну и ту же водку'.

Но даже на пике советского и российского общества яхты были инструментом власти. До революции 1917 году у семьи Романовых была яхта для приемов.

В мае 2003 года кораблестроители закончили работу над 31-метровой яхтой Владимира Путина 'Паллада' стоимостью 4 млн. доллара, построив ее менее, чем за год.

По информации российских газет, другая президентская яхта, 45-метровый 'Кавказ', была простроена в 1980х годах, после того как советские шпионы 'проникли' на самые дорогие яхты мира, чтобы научиться создавать подобную роскошь. Это была любимая яхта Леонида Брежнева и Михаила Горбачева.