В Соединенных Штатах резкий взлет цен на нефть трижды за последние 30 лет вызывал экономический спад. В последние две недели цена нефти непрерывно растет, и некоторые экономисты начали беспокоиться, не затормозит ли это темпы роста национальной экономики.
Вероятно, нет. Несмотря на тревожные параллели с нефтяными шоками семидесятых, восьмидесятых и девяностых, этот взлет цен, скорее всего, окажет менее значительное влияние на американскую экономику.
Дело не только в том, что экономика стала более энергосберегающей - в последние недели цены на бензин оставались стабильными, но также, что еще более важно, инфляция остается под контролем, в отличие от предыдущих кризисов. Поэтому, сегодня рост цен на энергоносители не толкает вверх процентные ставки, усугубляя замедление темпов, а, наоборот, снижает их, давая неожиданный толчок развитию.
'Тогда нефтяной шок действительно нанес удар экономике, - говорит Этан Харрис (Ethan Harris), главный экономист компании 'Lehman Brothers'. - На этот раз это скорее легкие шлепки'.
Значительное повышение цен на нефть началось в мае, вместе с ростом спроса на нефть в мире и беспокойством относительно возможного срыва поставок из нестабильного Ирака и таких важных стран-экспортеров, как Россия и Венесуэла.
Хотя цены немного упали в июне, в июле вновь начался рост, а когда на этой неделе на торгах Нью-йоркской торговой биржи цена нефти-сырца по основным контрактам достигла 50 долларов, установив новый рекорд, началась просто паника.
Однако, цена сырой нефти по сентябрьским фьючерсам упала на 84 цента до 47,86 долларов за баррель.
Несомненно, ущерб от недавнего скачка цен будет.
Рост цен на бензин отразился на расходах потребителей - основном двигателе экономического роста в последние три года. Подорожавшая нефть стала также препятствием для расширения экспорта в США товаров из азиатских стран с менее энергосберегающей экономикой, например, Китая.
В прошлом году цены на энергоносители увеличили инфляцию примерно на один процент и пропорционально урезали покупательную способность населения. Это повлияло на 'охлаждение' экономики во втором квартале, когда рост потребительских расходов в среднегодовом исчислении снизился до 1% с 4,1% предыдущих трех месяцев.
'Пик цен на нефть пришелся на май, а в июне множество экономических отчетов содержало негативные результаты, - говорит Роберт Меллман (Robert Mellman), экономист в компании 'J. P. Morgan Chase'. - Не думаю, что это совпадение'.
Однако, экономика демонстрирует определенную устойчивость. Оказалось, что потребителей не сломило повышение цен на заправках в июне. По данным Национальной ассоциации розничной торговли, рост розничных продаж (за исключением автомобилей, бензина и ресторанов) поднялся с нулевой отметки в июне до 0,8% в июле. Также ассоциация сообщает о росте продаж товаров к новому учебному году.
Большинство экономистов только подкорректировали свои прогнозы роста. Тридцать аналитиков, опрошенных Национальным Резервным Банком Филадельфии, снизили свои прогнозы по росту во второй половине года с 4,1% до 3,8%, а прогноз по росту в 2005 г. - на 0,2% до 3,7%.
Г-н Харрис (Harris) тоже снизил свой прогноз, урезав на 0,3% рост ВВП в ближайшие шесть кварталов. Но он отметил, что перспектива роста процентных ставок и ослабление фискального стимула в связи с прошлогодним снижением налогов - не менее важны, чем цена на нефть. 'Возможно, нефть - это только половина дела', - заявил г-н Харрис.
Есть несколько причин, почему не стоит волноваться из-за цен на нефть так, как во время предыдущих нефтяных кризисов. Теперь экономика не так зависит от нефти. Сегодня, на создание одного доллара валового внутреннего продукта уходит на 20% меньше энергии, чем во время последнего нефтяного кризиса во время первой войны в Персидском заливе 1991 г.
Цены на нефть затормозят экономический рост главным образом через стоимость бензина, ударив по кошелькам потребителей и увеличив транспортные расходы. Однако, после майского взлета, цены на бензин спали, поскольку нефтепереработчики увеличили объемы производства и обновили свои мощности.
'Не думаем, что даже при цене в 48 долларов за баррель цены на бензин превысят майский уровень в 206,4 центов более, чем на 10 центов', утверждает в заявлении для инвесторов американский экономист Иен Шефердсон из компании 'High Frequency Economics'.
Но, возможно, самым важным отличием от предыдущих нефтяных кризисов является поведение инфляции и процентных ставок. Традиционно высокие цены на нефть ставили Федеральный резерв в затруднительное положение - снижение экономической активности и набирающая обороты инфляция вынуждали поднимать процентные ставки.
Однако, на этот раз цены не взлетели. По сравнению с прошлым годом цены на потребительские товары выросли всего на 3%, а за исключением энергии и продовольствия - на 1,8%. Благодаря этому снизились долгосрочные ставки - инвесторы решили, что высокая цена энергоносителей скорее замедлит процесс повышения Федеральным резервом долгосрочных ставок, чем ускорит его.
В свою очередь, низкие процентные ставки дали неожиданный стимул частным займам - обеспечивавшим рост в последние три года - и жилищному строительству. За неделю, закончившуюся 13 августа, индекс Ассоциации ипотечных банкиров (Mortgage Bankers Association) поднялся на 11% по сравнению с предыдущей неделей, а индекс рефинансирования поднялся до 21%. Число строящихся жилых домов выросло в июле на 8,3%.
'Если бы во время кризиса 1980-го г. я сказал вам: 'Цены на нефть выросли на шесть баксов, пойдем покупать недвижимость, вы бы сказали, что я спятил', говорит Роберт Барбера (Robert J. Barbera), главный экономист компании ITG/Hoenig.
Однако, растущие цены на нефть еще могут вызвать экономический хаос. Если нефть продолжит дорожать нынешними темпами, зимой могут подняться цены на топливо коммунально-бытового назначения, повышая расходы домовладельцев, как проживающих в собственных домах, так и сдающих жилплощадь, а, в конечном итоге, и арендаторов. Поэтому, если цены продолжат расти, может измениться потребительское поведение.
При остающихся на высоком уровне ценах на нефть может вырасти цена и других энергоносителей, например, природного газа, важного топлива для производителей и коммунальных служб. Это еще более снизит прибыли корпораций. Но пока возможный ущерб не кажется катастрофическим.
'Цена сейчас достаточно высока для того, чтобы снизить темпы экономического роста, - заявил Джеймс Гамильтон (James Hamilton), экономист и эксперт по нефтяным кризисам в Калифорнийском Университете в Сан-Диего. - Но нет причин говорить о спаде'.