Российский экспорт энергоресурсов в Восточную Азию может способствовать интеграции Евразийского континента с данным регионом и усилению безопасности и стабильности в районе, характеризующемся многолетним соперничеством и растущим спросом на энергетическое сырье. Таково заключение наблюдателей, присутствовавших на недавно прошедшей в Вашингтоне конференции.
'Энергоресурсы повысят роль и влияние России в деле интеграции Северо-Восточной Азии после более чем десяти лет самоустранения России из данного региона, произошедшего с распадом Советского Союза', - заявил Джон Феттер (John Fetter), президент организации 'FSI Energy', находящейся в Пенсильвании и занимающейся проектами энергетики и охраны окружающей среды. Данное заявление господин Феттер сделал во время конференции по отношениям России и Азии, проходившей 22-23 июля в Международном исследовательском центре Вудро Вильсона.
По мнению целого ряда исследователей, Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами природного газа и восьмыми в мире запасами нефти, в условиях роста спроса на энергоресурсы в Азии может использовать торговлю ими для улучшения двусторонних отношений с азиатскими странами. Они считают, что строительство трубопроводов, пересекающих Сибирь и остров Сахалин на пути в Китай, Японию и на Корейский полуостров способствовало бы сближению стран региона.
Развитой промышленности Японии, Южной Кореи и Тайваня не хватает природных энергоресурсов. Эти страны во многом зависят от импорта нефти. Китай, бывший самодостаточным в обеспечении собственных энергетических потребностей, с 1993 года превысил объем импорта нефти над ее экспортом, а в прошлом году обогнал Японию и занял второе после США место в мире по потреблению нефти.
'Потребности Китая в нефти с появлением в стране миллионов новых автомобилей будут продолжать расти', - говорит экономист из Вашингтона Джеймс Дориан (James Dorian). Дориан, занимающийся вопросами мировой энергетики, отметил, что в 2003 году продажи легковых автомобилей выросли на 75 процентов.
Информационное агентство по энергетике (EIA), являющееся подразделением министерства энергетики США, прогнозирует, что потребности азиатских стран в нефти опередят потребности индустриальных стран Запада в два-три раза.
Большая часть нефти закупается азиатскими государствами на Ближнем Востоке, однако иракский кризис и терроризм вызвали опасения в срывах поставок нефти-сырца.
Диверсификация источников поставок - общеизвестная стратегия. И российский рынок топливного сырья - привлекательная в этом плане альтернатива. Газ, поступающий по трубопроводу, будет дешевле, чем нефть, ввозимая с Ближнего Востока. По мнению некоторых ученых, трубопроводные поставки могли бы снизить потребности азиатских стран в иностранной валюте.
Президент Владимир Путин, который во время своего второго срока у власти вынес в сферу приоритетов торговлю энергоресурсами и развитие российского Дальнего Востока, в настоящее время решает, в каком направлении тянуть новый трубопровод. Первый вариант: трубопровод должен связать российский город Ангарск в Восточной Сибири с китайским городом Дацин, где существует сеть нефтепроводов. Второй вариант: трубопровод должен быть проложен до порта Находка для поставок Японии. Российская государственная монополия 'Транснефть', занимающаяся прокладкой трубопроводов, выступает за вариант Ангарск-Находка.
Природный газ планируется поставлять в Японию через предлагаемый к строительству трубопровод 'Сахалин-1'. Экспорт газа планируется начать в 2008 году. Японские компании 'Mitsubishi' и 'Mitsui' взаимодействуют с 'Shell' в реализации проекта 'Сахалин-2' по строительству первого в России завода по сжижению природного газа.
По данным Информационного агентства по энергетике, в 2003 году валовой внутренний продукт России увеличился на 7,3 процента. При этом основными статьями экспорта страны являлись нефть, нефтепродукты и природный газ. Информационное агентство по энергетике считает, что разведанные запасы нефти в России составляют 60 миллиардов баррелей.
Дальний Восток России, находящийся на значительном удалении от центра и экономически от него изолированный, имеет значительные запасы природных ресурсов. Однако для обеспечения рентабельности разработки месторождений и добычи в больших объемах газа, газового конденсата и нефти необходимы важнейшие элементы инфраструктуры. Для их создания требуются иностранные технологии и инвестиции. В особенности требует развития сфера добычи природного газа.
Для России, которая не выработала для себя всеобъемлющей азиатской политики, геополитика может взять верх над экономикой в связи с вопросами энергоресурсов. Печальный опыт строительства нефтепровода Россия-Турция научил Москву, что слишком рискованно полагаться на одного покупателя в торговле таким важным товаром, как нефть. Об этом говорил Майкл Брэдшоу (Michael Bradshaw), профессор экономической географии из британского университета Лейсестера.
По мнению Брэдшоу, предлагаемый проект прокладки трубопровода Ангарск-Находка более привлекателен для российского руководства, поскольку он должен пройти в обход Китая. Таким образом, Россия не будет зависеть исключительно от Пекина, с которым у нее были сложные периоды двусторонних отношений, в плане продажи энергоресурсов.
'У России и ее азиатских соседей нет солидного опыта многостороннего сотрудничества, а взаимоотношения характеризуются конкуренцией и столкновениями интересов, - сказал Брэдшоу, - поэтому Россия, скорее всего, будет делать ставку на двусторонние соглашения'.
Хотя Китай занимает четвертое место в объеме торговли с Россией, торговые отношения двух стран развиваются опережающими темпами. По данным Главного управления таможни КНР, в прошлом году объем китайско-российской торговли достиг рекордной отметки в 15,76 миллиарда долларов.
Российско-японская торговля в 2003 году достигла уровня 5 миллиардов долларов, что составляет рост в сорок процентов. Торговля России с Южной Кореей в прошлом году выросла на 27,3 процента, составив 4,18 миллиарда долларов.
Возможный провал России в обеспечении своевременных поставок энергоносителей из-за государственного господства в области добычи ископаемого топлива был недавно продемонстрирован в ходе судебного процесса по делу 'Юкоса', частной российской нефтяной компании, которую Кремль обвинил в уклонении от уплаты налогов. В конце июля 'Юкос', являющийся крупнейшим в стране производителем нефти, получил распоряжение остановить нефтедобычу, что привело к рекордному скачку цен на нефть.
Тем не менее, Россия может стать в Восточной Азии позитивным игроком, при этом она будет играть более заметную роль в вопросах безопасности, нежели экономики и торговли. Таково мнение профессора Роберта Саттера (Robert Sutter) из Джорджтаунского университета, который занимается азиатскими исследованиями. 'Региональная конкуренция отодвигает перспективы восточноазиатского сотрудничества и создает атмосферу неопределенности в вопросах безопасности, - говорит Саттер, - в результате этого страны начинают поиски гарантий такой безопасности. Данные поиски, имеющие тенденцию к распространению, и проистекающие из общей нестабильной ситуации на востоке Азии, дают России самые важные в регионе возможности. Россия может в этой активной игре по поиску гарантий безопасности использовать имеющиеся у нее мощные рычаги'.
Соперничество между экономическими и политическими лидерами Азии - Японией и Китаем - возникло вследствие японской военной оккупации Китая. Сейчас оно обостряется в связи с экономическим подъемом КНР и относительным спадом в Японии. Экономическая и военная модернизация, проходящая в Китае, плюс напряженность в отношениях из-за Тайваня превратило Тайваньский пролив в опасную 'горячую точку' возможного военного конфликта.
Япония в целом имеет непростые отношения со своими соседями по Восточной и Юго-Восточной Азии, что связано с историей японского колониализма и милитаризма. Ядерная программа Северной Кореи также держит другие страны региона в напряжении.
Джозеф Фергюсон (Joseph Ferguson), заведующий отделом изучения Северо-Восточной Азии Национального бюро азиатских исследований в Сиэтле говорит, что историческое недоверие обостряется из-за традиционно существующего в странах Азии мнения о недостаточных запасах энергетических ресурсов.
'В Азии все еще бытуют умонастроения о 'нулевом результате' в подходах к вещам и явлениям, а также узкий меркантилизм в экономической и энергетической стратегии, - отмечает Фергюсон, - господствуют такие взгляды: если мы не получим это сырье, его получит кто-то другой'.
Правительства азиатских стран по-прежнему рассматривают энергоносители в стратегическом плане. Но рынок играет важную, хотя зачастую и вторичную роль в разрешении энергетических проблем. 'Мало кто полагается на рынок в разрешении данных проблем', - говорит Фергюсон.
Азиатские страны тесно связаны с вопросами энергетики и энергоносителей. 'China National Petroleum Corp' - государственная нефтяная компания, занимающая господствующее положение в сфере производства энергии, ценовых субсидий, импорта и экспорта. Тем не менее, старший советник по вопросам энергетики, технологии и науки в Государственном Департаменте США Роберт Мэнинг (Robert Manning) не согласен с игрой с 'нулевым результатом' в вопросах энергоносителей:
'Нефти и газа очень много. Единственная проблема - это политика. Чем больше есть нефти и газа, тем больше выгоды получает каждый в плане поставок и цен. Можно достичь гораздо большего, если сотрудничать и взаимодействовать'.
'Энергия крайне важна для экономического и индустриального развития Северной Кореи и, таким образом, составляет важнейший элемент планов Южной Кореи по объединению, - говорит Джон Феттер, - Сеул высказывал свое желание об экономической и промышленной реинтеграции с Северной Кореей. Сюда относится и наем на работу низкооплачиваемых рабочих с Севера, которые могут обеспечить экономическую конкурентоспособность Сеула в соревновании с другими азиатскими странами'.
'Геополитические последствия могут включать экономический рост, занятость и социальную стабильность. Развитие газовой промышленности в Северной Корее может обеспечить работой большое количество жителей страны', - добавляет Феттер.
По мнению Феттера, энергоресурсы могут оказать свою помощь в снятии напряженности на Корейском полуострове, особенно в свете северокорейского ядерного кризиса. 'Если Северная Корея будет зависеть от газа и от своих соседей в промышленном и экономическом выживании, риск разжигания Пхеньяном конфликта с соседними государствами сводится к минимуму', - заявляет Феттер.
По его словам, Россия хочет участвовать в решении энергетических проблем Кореи. Она видит, что за десять лет после прекращения Москвой помощи Пхеньяну Северная Корея испытала на себе крайне неблагоприятный эффект. Кроме того, за эти десять лет Россия утеряла свою роль и влияние в регионе. Однако администрация Буша выступает против прокладки трубопроводов в Южную Корею через территорию Северной.
'Русские по этому поводу говорят: 'Мы намерены восстанавливать наши отношения с соседями по Северо-Восточной Азии. Это произойдет независимо от того, присоединятся к данному процессу американцы или нет', - сказал Феттер.