Тегеран, 23 августа - Строительство иранского ядерного реактора, являющееся частью нашумевшей программы, которая вызвала значительную обеспокоенность мирового сообщества атомными амбициями Тегерана, сталкивается с очередными задержками, что вновь откладывает пуск атомной электростанции.
В воскресенье Иран заявил, что атомная электростанция мощностью 1000 мегаватт будет сдана в эксплуатацию лишь в октябре 2006 года, то есть на год позже запланированного срока.
Новая дата пуска реактора в Бушере на юге Ирана, который сооружается при содействии России, была объявлена всего через несколько недель после заявления российских официальных лиц о введении АЭС в эксплуатацию в 2005 году, с задержкой в два года против ранее планировавшегося срока.
Заместитель руководителя Иранской атомной организации Асадолла Сабури (Asadollah Sabouri) заявил репортерам, что существуют определенные сложности, мешающие завершению проекта. К ним относится и соглашение о возвращении использованного ядерного топлива и о его стоимости.
'Есть одна статья, которая пока не согласована, это возвращение использованного ядерного топлива в Россию, что является очень сложным вопросом, - заявил он, подчеркнув при этом, - государственное решение Ирана состоит в том, чтобы возвращать использованное топливо в Россию'.
'Учитывая, что передача использованного топлива с атомной электростанции в Россию будет осуществляться через восемь или девять лет, сейчас очень трудно определить стоимость этой передачи', - сказал Сабури, добавив, однако, что контракт практически полностью согласован за исключением вопроса стоимости, по которому существуют расхождения во мнениях. По заявлению официального иранского представителя, стороны окончательно согласовали дату окончания строительства Россией АЭС, которая определена как конец 2005 года.
Целью данного соглашения является устранение существующих подозрений в том, что Тегеран сможет обогащать использованное топливо и превращать его в исходный материал для создания атомной бомбы.
Обозреватели отмечают, что Россия отложила поставку ядерного топлива, уступив давлению Вашингтона, который, в свою очередь, считает, что эта ядерная программа Тегерана - лишь прелюдия к созданию атомной бомбы. Иран отвергает обвинения США, заявляя при этом, что, несмотря на наличие в стране больших запасов нефти и газа, к 2020 году ему необходимо вырабатывать 7000 мегаватт электроэнергии на АЭС. Это позволит Ирану не только удовлетворить растущие потребности в энергии, но и снизить расходование своих горючих полезных ископаемых.
Сабури заявил, что Иран после проведения большого объема исследований и достижения практического результата в этой области должен обрести возможность самостоятельно производить топливо для планируемого к строительству второго ядерного реактора в Бушере. Это будет предметом второго контракта, 'предварительное технико-экономическое обоснование которого завершено совместно с Россией'.
'В этой области достигнут важный прогресс, - сказал Сабури, - недалеко то время, когда мы самостоятельно сможем производить собственное топливо'.
Способность Ирана освоить цикл обогащения урана вызвал острую полемику и озабоченность всего мирового сообщества. Контрольный орган ООН МАГАТЭ (Международное Агентство по Атомной Энергии) высказало определенные оговорки относительно способности Исламской Республики Иран использовать технологию для производства собственной атомной бомбы.
Сабури также 'приветствовал' участие Европы в данном проекте, заявив, что Иран получил 'предварительное согласие по крайней мере двух европейских фирм' принять участие в проекте. При этом он отказался назвать страны, в которых действуют эти фирмы.
Когда Сабури задали вопрос, возможно ли участие в проекте американцев, он ответил: 'У меня нет четкого и однозначного ответа на данный вопрос, поскольку он выходит за обычные технические и инженерные рамки'.
Сабури также отметил, что другим сдерживающим фактором в пуске реактора является вопрос соответствия требованиям защиты и безопасности.
'Одна из причин, по которым пуск электростанции в эксплуатацию откладывается, это наше стремление в точности выполнить все требования международных стандартов безопасности и охраны окружающей среды', - сказал он.
По словам иранского представителя, к сегодняшнему дню Иран потратил на реализацию проекта более одного миллиарда долларов. По его мнению, для пуска АЭС в эксплуатацию понадобится еще от трех до четырех миллиардов долларов.
'Мы получим все необходимое оборудование к концу этого года [по иранскому летоисчислению новый год начинается в конце марта], а монтаж оборудования будет произведен во второй половине этого года и в следующем году', - добавил Сабури.
История строительства Бушерской АЭС уходит в 1974 год, когда немецкая компания 'Siemens' и ее дочернее предприятие 'Kraftswerke Union' начали работу по созданию первого реактора. Однако после исламской революции 1979 года в Иране, которая привела к созданию в стране теократического режима, они отказались от этого проекта.
К тому времени, по словам иранских официальных лиц, создание первого реактора, названного блок 1, было на 90 процентов завершено и 60 процентов оборудования было установлено и смонтировано. Строительство второго реактора было завершено на 50 процентов.
Начиная с середины 80-х годов Иран обратился к ряду организаций, занимающихся созданием АЭС, с предложением заключить соглашение о завершении проекта. Консорциум из нескольких западногерманских, испанских и аргентинских компаний в конце 80-х годов выразил заинтересованность в выполнении работ, однако, по словам иранских представителей, сделка не состоялась из-за давления США.
В феврале 1999 года Иран подписал протокол с испанскими компаниями о завершении строительства электростанции и поставках топлива для реактора. Однако позже данные компании вышли из подписанного соглашения, объяснив свой шаг политическим давлением Вашингтона.
Тем не менее, Бушерский реактор, на котором не велось никаких работ, во время восьмилетней войны между Ираном и Ираком превратился в мишень для авиационных налетов иракской боевой авиации. За период 1980-1988 годов на объект было совершено по меньшей мере 6 авианалетов.
Израиль, опасающийся, что возможности Ирана по созданию ядерного оружия могут представлять для него серьезную угрозу, в последние годы неоднократно выступал с предупреждениями о возможных ударах по иранским ядерным объектам, включая Бушерский реактор.
Спор между двумя странами в последние недели разгорелся с новой силой, что привело к беспрецедентному обмену угрозами между этими злейшими врагами.
В ответ на угрозы Израиля нанести удар по Бушеру - подобно тому, как в 1981 году он бомбил иракский ядерный объект в Осираке - командующий элитными частями стражей исламской революции генерал Мохаммед-Бакер Золкадр (Mohammad-Baqer Zolqadr) на прошлой неделе предупредил государство Израиль, что ему придется 'навсегда забыть о своем ядерном центре Димона, если Тель-Авив запустит хотя бы одну ракету в направлении АЭС в Бушере'.
Центр Димона, расположенный в пустыне Негев, является тем самым местом, где Израиль производит оружейный плутоний для оснащения своих ядерных боеголовок, количество которых оценивается в 200-400 единиц.
Израиль никогда не подтверждал и не опровергал наличие у него ядерного арсенала. Вместо этого, он неоднократно предупреждал, что Иран в ближайшие три-четыре года может стать ядерной державой.
Говоря о возможной израильской атаке против электростанции, Сабури попытался принизить значение угроз, сказав: 'Угрозы Израиля предназначены для пропаганды, они никогда не будут реализованы'.
Говорят, что Золкадр похожим образом отреагировал на израильскую угрозу, заявив: 'С учетом внутреннего кризиса сионистского режима (Израиля) и его уязвимости в военном и географическом плане, Тель-Авив не способен нанести удар по Ирану, а его угрозы являются чистой пропагандой'.
Касаясь вопросов обеспечения безопасности атомной электростанции, Сабури заверил корреспондентов, принимавших участие в пресс-конференции: 'Те, кто отвечает за безопасность электростанции, выполнили свою задачу, а государственные деятели различных уровней нашли адекватный ответ на эти угрозы'.
Израиль поднял свои ставки в июле, когда произвел первый ракетный пуск своей системы противоракетной обороны 'Arrow', которая якобы уничтожила баллистическую ракету, запущенную с полигона в Калифорнии.
Вслед за этим пуском Иран в начале августа провел испытания модернизированного образца своей ракеты средней дальности в обычном снаряжении 'Шахаб-3'. Начальник стражей исламской революции Ядолла Джавани (Yadollah Javani) в связи с испытаниями предупредил, что теперь вся территория Израиля, включая его ядерные объекты, находится в пределах зоны поражения ракеты.
Аналитики, однако, отмечают, что задержка с пуском Бушерского реактора вряд ли успокоит мировое сообщество относительно ядерных амбиций Ирана, который сосредоточил все свое внимание на создании технологии по обогащению урана.
Руководство МАГАТЭ планирует рассмотреть вопрос иранских ядерных проектов на встрече в Вене в середине сентября. На июньской встрече МАГАТЭ потребовало от исламского режима представить исчерпывающие доказательства того, что он в тайне не занимается разработкой ядерного оружия.
Иран, со своей стороны, заявляет, что сделал все от него зависящее в рамках сотрудничества с МАГАТЭ. Сюда относится и его решение приостановить разработки по обогащению урана, и декларация о деятельности страны в ядерной области, и согласие на более строгие инспекции со стороны экспертов ООН.
Несмотря на американскую кампанию, нацеленную на передачу иранского досье для рассмотрения в Совете Безопасности ООН, на прошлой неделе дипломаты в Вене заявили, что совет директоров Международного Агентства по Атомной Энергии, состоящий из 35 человек, в своем докладе не упомянул, носят ли иранские разработки в ядерной области военный характер, и не дал рекомендации представить дело на рассмотрение Совета Безопасности.