Все сходятся во мнении, что сделать собственную карьеру, находясь в тени знаменитых родителей, совсем непросто. 'Самое страшное - допустить ошибку, потому как считается, что ваша фамилия - противоядие от ошибок', - сказал недавно Марк Тэтчер (Mark Thatcher) - сын 'Железной Леди', бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.
И он знал, о чем говорит, потому как на протяжении большей части своей жизни наследник династии Тэтчеров неоднократно становился участником громких скандалов. А последний из них имел даже международный масштаб. На прошлой неделе Марка Тэтчера обвинили в финансировании подготовки переворота против лидера правившего в Экваториальной Гвинее режима Теодора Обианга (Teodoro Obiang), что послужило причиной выдачи международный ордера на арест сына бывшего британского премьера. Марк предстанет перед судом в числе еще 70 замешанных в этом деле обвиняемых, при этом он может столкнуться даже с требованием о своей выдаче.
Вместе с другими предпринимателями и банкирами Великобритании и Южной Африки отпрыск Тэтчер оказался под подозрением в подготовке переворота после того, как Симон Манн (Simon Mann), возглавлявший отряд из 70 наемников, был задержан в Зимбабве. Как стало известно, Манн написал письмо жене, в котором говорил, что его 'влиятельные компаньоны' не выполнили своих обещаний, при этом Манн особо упоминал имена Марка Тэтчера и торговца нефтью Эли Калила (Ely Calil).
Следователи установили, что оба предпринимателя финансировали организацию переворота против Теодора Обианга, и в обмен хотели получить определенную долю участия в добыче нефти из расположенных в Экваториальной Гвинее месторождений. Хотя Тэтчер и Калил утверждают, что не давали наемникам 150000 долларов, генеральный прокурор Гвинеи заявил, что существует достаточно улик для предъявления им обвинений.
Подобная новость никого в Великобритании не удивила, потому как сын бывшего премьер-министра уже не раз оказывался замешанным в 'незаконных' предприятиях, причем с согласия своей матери. Британская пресса утверждает, что Марк нажил себе состояние порядка сотни миллионов долларов на комиссионных от оборонных контрактов, подписанных в свое время его матерью. По словам египетского мультимиллионера Мохаммеда аль Файеда (Mohamed al Fayed), Маргарет Тэтчер потакает 'сомнительной деятельности' своего сына, например, торговле оружием, в которой его обвинили несколько лет назад.
Громкие имена
Не избежал пристального внимания общества и сын генерального секретаря ООН Кофи Аннана - Койо (Kojo). Еще до начала иракской войны одна из газет опубликовала список зарубежных предпринимателей и компаний, получавших иракскую нефть в обмен на определенные услуги режиму Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Среди имен, упоминавшихся в названном списке, стояло и имя сына генерального секретаря ООН: на тот момент Койо являлся советником швейцарской компании 'Cotecna', занимавшейся мониторингом иракского импорта. Услуги названной компании - в виде астрономических гонораров - оплачивались ООН. Генеральный секретарь этой организации заявил, что 'ни Койо, ни он не имеют никакого отношения к контрактам 'Cotecna''. Его сын, в свою очередь, сказал, что 'решение о выдаче контрактов принимается контрактным комитетом, а не Кофи Аннаном'.
По мнению историка Адриана Солорсано (Adrian Solorzano) тему 'веса имени' разбирать совсем непросто, и, особенно, в Европе, 'потому как, если вы оказываетесь недостойны своего имени, совершенные вами проступки могут иметь громадные последствия. Люди не простят отпрыску Маргарет Тэтчер того, что при такой матери он настолько погряз в коррупции. Или того, что у сына наследника английского престола серьезные проблемы с алкоголем и наркотиками'. В Соединенных Штатах, добавляет историк, происходит то же самое, однако, 'там люди понимают, что одно дело - дети, а другое дело - их родители. Вспомните о семье Бушей. Разве отец и сын не отличаются друг от друга?', - говорит Солорсано.
Итальянский социолог Марина Фрейч (Marina Freich), со своей стороны, утверждает, что 'подобные ситуации будут существовать всегда. Какими бы достойными и замечательными ни были родители, невозможно требовать, чтобы дети были такими же. Дело все в том, что в случае со знаменитостями проблема становится несколько сложнее, так как допущенные детьми ошибки превращаются в тему для обсуждения всей страны или даже мира', - говорит она.
О других наследниках
Дочь президента Франции Клод Ширак (Claude Chirac) также оказалась замешанной в нескольких громких скандалах. Являющуюся советницей своего отца по связям с общественностью Клод обвинили в использовании средств из государственной казны (2,4 миллиона франков или 312000 долларов) на покупку авиабилетов для частных поездок. Кроме того, Клод якобы оказалась замешена в покупке социального жилья в бытность Ширака мэром Парижа. В 2001 году Клод пришлось давать показания в суде, но расследование до сих пор не остановлено. Сам президент французской республики попытался прекратить разразившийся скандал, заявив, что 'все обвинения в адрес его семьи - инсинуации и клевета'.
В настоящее время проводится полицейское расследование и в отношении двух сыновей Ариэля Шарона (Ariel Sharon) - Гилада (Guilad) и Омри (Omri). По утверждению израильской прессы, первенец и правая рука израильского премьера - Омри Шарон - сумел организовать победу своего отца на выборах, в три раза - со ста до трехсот тысяч - увеличив число сторонников его партии. В числе записанных в последователи партии Шарона оказались тысячи уже умерших израильтян, жители страны, не имеющие израильского гражданства и многие из тех, кто даже не подозревал, что поддерживает будущего премьера.
Полицейское расследование проводится и в отношении младшего сына Шарона - Гилада, которого обвиняют в получении взяток от предпринимателя Давида Аппеля (David Appel), пытавшегося подкупить Шарона с целью получения контракта на строительства крупного туристического комплекса на одном из островов в Эгейском море. По утверждению обвинения, Гилад поддерживал близкие отношения с Аппелем и выступал в роли посредника между ним и своим отцом.
Из-за полицейских расследований в отношении обоих сыновей Шарона политическая карьера израильского премьера оказалась под серьезной угрозой. Тем не менее, израильскому лидеру удалось избежать возможных сложностей после того, как Верховный Суд Израиля ратифицировал решение генерального прокурора страны о непредъявлении обвинений самому Шарону. В отношении же его сыновей по-прежнему ведется полицейское расследование.
Наследники громких имен с небольшими проблемами
Не в таких сложных, но в столь же постыдных скандалах оказались замешаны дочки-близнецы американского президента - Дженна и Барбара Буш (Jenna & Barbara Bush), которых неоднократно уличали в употреблении спиртных напитков. Наследницы американского президента обвинялись в попытке приобретения алкогольных напитков до достижения совершеннолетия.
С наиболее серьезными проблемами пришлось столкнуться Дженне, потому как она не только использовала чужое удостоверение личности для покупки спиртного, но и была замечена в барах, куда не достигшим совершеннолетия лицам вход воспрещен. Несколько месяцев назад Дженну обязали посещать курсы, на которых обсуждаются проблемы алкоголизма. 'Это самые обычные девочки, с теми же самыми проблемами, что и все молодые люди в их возрасте', - поспешили заявить в Белом Доме, чтобы пресечь обсуждение 'ошибок' близняшек в прессе, которая уже начала называть их 'Джин-Тоник'.
Сыну бывшего вице-президента США Альберту Гору III (Albert Gore III) пришлось столкнуться с более серьезными обвинениями, так как он был задержан за хранение марихуаны. 21-летнего Гора - студента Гарвардского Университета - обязали периодически сдавать анализы на наличие в его организме наркотических веществ, выполнять общественные работы и посещать курсы о вреде употребления наркотиков.
После помпезного объявления начала кампании по борьбе с пьянством и вандализмом британскому премьеру Тони Блэру пришлось на собственном опыте испытать, что такое проблемы с пьющими детьми. В качестве решения проблемы алкоголизма Блэр предложил дать полиции полномочия брать штраф с любого, кто будет задержан в нетрезвом состоянии. По мнению британского премьера, полицейские должны были дотащить каждого пьяницу к банкомату и получить с нарушителя общественного порядка, ни много ни мало, 100 фунтов (порядка 150 долларов).
Практически первой жертвой нового закона Блэра стал его 16-летний сын Юэн (Euan). На следующий день после вступления закона в действие первенец британского премьер-министра был обнаружен в центре Лондона в состоянии сильного алкогольного опьянения: вместе с друзьями он отмечал окончание учебного года. Подросток лежал прямо на земле, полиция была вынуждена арестовать его и, учитывая состояние задержанного, отправить в больницу. Юэна отпустили лишь поле того, как его родители - Тони и Шери Блэр - приехали за ним.
Участником еще одного громкого скандала оказался младший сын наследника британской короны принц Гарри (Harry), отправленный в реабилитационный центр, после того как он признался, что периодически курил марихуану и выпивал. Подобное решение было принято отцом Гарри принцем Чарльзом, а пресс-секретарь Сент-Джеймского дворца (официальной резиденции старшего сына королевы Елизаветы II - прим. пер.) заявил, что 'это семейная проблема и решаться она будет в семейном кругу'.
'В этом и заключается основной вопрос - если ты являешься публичной фигурой, то любые семейные проблемы сразу же становятся достоянием общества. Именно поэтому многим детям именитых родителей практически не удается справляться с весом своего имени', - говорит итальянский психолог Марина Фрейч.