Режим Путина приступает к реорганизации нефтедобывающего сектора промышленности, что означает установление контроля власти над этой стратегической отраслью российского государства. О том, что первый шаг реализации этого курса уже сделан, может говорить то обстоятельство, что крупнейшая нефтяная компания России фактически оказалась на грани банкротства из-за преследований судебных органов по вопросу выплат налоговых задолженностей. Очевидны силовые методы, окружения Путина, в котором преобладают бывшие сотрудники КГБ.
Глава Федерального агентства по Энергетике А.Оганесян на состоявшейся 11 числа пресс-конференции, выразил неудовлетворенность тем, что единственная государственная нефтяная компания России производит лишь 4,5% от общего объема нефтедобычи. А.Оганесян особо подчеркнул необходимость того, что 'государственная компания должна добывать 15-20% от всей добываемой нефти в стране', таким образом, намекнув на вероятность создания нового нефтедобывающего предприятии, подконтрольного государству.
Скорее всего, речь идет об усилении позиций 'Роснефть', в случае поглощения этой компанией активов ЮКОСа, она сможет производить до 17% общего объема российской нефти.
Следует обратить внимание на то, что с конца прошлого месяца во главе 'Роснефти' стоит заместитель главы администрации президента РФ И.Сечин. Представитель группировки силовиков (организованной выходцами из КГБ), он нередко характеризуется, как один из главных 'теневых организаторов' дела ЮКОСа и ареста экс главы этой компании М.Ходорковского.
В случае создания холдинга, который объединит 'Роснефть' с крупнейшей в мире государственной газовой компанией 'Газпром', под контролем новоявленного нефтегазового гиганта окажется весь энергетический сектор России.
Стремление Путина установить контроль над энергетической отраслью говорит о его намерении перераспределить концессии финансово-промышленных групп, появившихся в период правления президента Ельцина. По всей видимость факт того, что под контролем олигархов находится большая часть нефти, являющейся стратегическим товаром России на мировых рынках порождает у власти, получающей не больше 15% дохода от отрасли, ощущение несправедливости и даже раздражение.
Как отмечает одна из ведущих российских газет 'Ведомости', после 'дела ЮКОСа' значительно возросли прибыли компании Сибнефть, которая ранее несла серьезные убытки. Примечательно, что раньше эта компания, уклоняясь от налогов, вывозила капиталы за рубеж посредством оффшора. Теперь она будет делать выплаты в бюджет страны.
Однако присяга нефтяного бизнеса на верность власти вовсе не означает ослабление давления государства. 12 августа представители служб безопасности ясно заявили о грядущих проверках объемов производства нефтяных компаний.
В ближайшее время следует ожидать продвижение власти к установлению контроля власти над энергетическим сектором промышленности. Существует точка зрения, о том что 'хотя это принесет значительные поступления в бюджет, остается вопрос относительно того, какой будет реальная выгода для развития экономики страны'. Советская эпоха ясно продемонстрировала отрицательный эффект монополии власти на экономику. В настоящий момент всех интересует то, какими будут последующие действия российского руководства в сложившейся ситуации.