Журнал 'Forbes' - это загадочное издание - впервые опубликовал список 100 самых влиятельных женщин мира, и, надо сказать, читается он с большим интересом. Не из-за глубокого проникновения в мир могущественных женщин, поскольку во многих отношениях этот список - нелепая компиляция, вызывающая лишь чувство неловкости, а как пример весьма специфического взгляда на окружающий мир.
Я назвал 'Forbes' загадочным изданием, поскольку за всю свою жизнь так и не смог понять, в чем смысл этого журнала, и что он дает читателям. Это странноватая антология статей об очень богатых людях, жизни корпораций и неудобочитаемых аналитических эссе, но что-то подсказывает мне, что на самом деле читают его не те, кто формирует общественное мнение или обладает подлинным могуществом. Мне он представляется чем-то вроде 'корпоративной порнографии', дающей мечтателям из среднего управленческого звена почву для фантазий, а подобные умственные упражнения, в общем бессмысленные, вряд ли можно назвать полезными или поучительными.
С другой стороны, он несомненно показывает вам 'о чем они там думают', и по-своему обладает способностью странным образом интриговать читателя.
Список, как и следовало ожидать, открывает Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), но после этого он начинает выглядеть все более странно. Начнем с того, что из 100 женщин 56 - американки, а еще несколько, несмотря на иностранное гражданство, попали в список только потому, что работают в американских корпорациях. Две трети упомянутых в списке женщин принадлежат к англоязычному миру - 66, или даже 67, если причислить к нему Индию. Шестеро из них королевы, что представляется некоторой профанацией темы - я ничего не имею против шведской королевы Сильвии, но женщину, удачно вышедшую замуж и в целом обладающую достойной восхищения способностью соблюдать все правила приличия, вряд ли можно отнести к той же категории, что и премьер-министра Новой Зеландии.
Вообще, если верить этому списку, удачные браки помогают женщинам, жаждущим могущества. На одном из первых мест стоит Лора Буш (Laura Bush), как и жена Дика Чейни (Dick Cheney) и наша соотечественница Чери Блэр (Cherie Blair). Конечно, они, надо полагать, обладают кое-какой властью и немалым влиянием, но представить, в чем именно оно состоит, можно только по слухам. Как бы то ни было, на мой взгляд, совершенно очевидно, что влияние Лоры Буш связано исключительно с ее положением, и внешне оно практически ни в чем не проявляется; это, несомненно, своего рода 'неосязаемое' могущество. Чери Блэр, напротив, явно способна добиться многого благодаря собственным достоинствам, и может добавить к семейному положению очевидный и неоспоримый успех собственной карьеры.
'Forbes', судя по всему, считает, что замужество автоматически наделяет женщин некоей властью, не имеющей эквивалента применительно к мужчинам. Никто не усомнится, что в годы пребывания у власти г-жи Тэтчер, Дэнис Тэтчер (Denis Thatcher) оказывал на ее взгляды немалое влияние, пожалуй, вполне сравнимое с влиянием Чери Блэр на мужа. Оба они - люди твердых убеждений, оба не делали попыток как-то направлять политику государства, и, несомненно, как г-жа Тэтчер, так и г-н Блэр во многих случаях выслушивали супругов, а затем действовали по-своему. В этой ситуации Чери Блэр несомненно попадает в подобный список, но никому и в голову бы не пришло включить Дэниса Тэтчера, даже в его лучшие годы, в список 100 самых влиятельных мужчин мира.
Однако самая странная особенность списка состоит в том, что его авторы путают тех, кто действительно имеет влияние, с теми, кто просто находится 'на виду'. Так, из него сознательно исключены большинство представительниц индустрии развлечений - за несколько странным исключением Дж. К. Роулинг (J.K. Rowling) - хотя можно предположить, что в реальном мире Мадонна пользуется не меньшим влиянием, чем, скажем, королева Нидерландов.
В список включены четыре ведущие информационных программ на американском телевидении, и вот тут-то и возникают вопросы о том, что же означает понятие 'влиятельная женщина', да и об узости взглядов самого журнала. Одно из почетных мест занимает Барбара Уолтерс (Barbara Walters); кроме нее, в списке значатся Дайан Сойер (Diane Sawyer), соведущая передачи 'Доброе утро, Америка' на канале ABC, Кэти Курич (Katie Couric), соведущая передачи 'Сегодня', и Грета ван Састерен (Greta van Susteren), ведущая информационной программы канала 'Fox'.Не кажется ли вам странным, что в список, который по идее должен включать самых влиятельных женщин мира, вошли четыре человека, мало кому известные за пределами самой Америки? Я, например, кое-что слышал о двоих участницах этой четверки, но по фотографии их не узнаю. Более того, несколько удивляет тот факт, что чтение новостей по телевидению, проведение заранее подготовленных интервью, и, несомненно, отличные волосы составляют понятие 'влияния' применительно к женщине, но не к мужчине.
Честно говоря, довольно нелепо, когда такие люди считаются влиятельными, а энергичные и выдающиеся женщины - блестящие полемисты, под эту категорию, судя по всему, не подпадают. Кто на деле больше изменил жизнь людей - дама, считывающая фразу 'Доброе утро, Америка' с телесуфлера, или Жермен Грир (Germaine Greer) [австралийская писательница, считающаяся одной из основоположниц современного феминизма- прим. перев.]?
Это не означает, что женщина, стремящаяся добиться влияния, не способна достичь этого на телевидении, или что люди, появляющиеся на телеэкране, являются простыми марионетками, исполняющими волю руководства корпорации. Скажем, включение в список Опры Уинфри (Oprah Winfrey) ни у кого не вызывает сомнений. Она - очевидный пример человека, использующего свой успех, а точнее славу, чтобы стать 'властителем дум' и влиять на общество в целом. Многие из ее проектов явно направлены на совершенствование общества - они не просто провоцируют споры, но и способствуют улучшению жизни людей.
Особо стоит отметить организованный ею читательский клуб, где пропагандируются и обсуждаются весьма серьезные литературные произведения, без стеснения говорится о важности образования и самосовершенствования. Это смелое начинание. Недавно она убедила миллионы зрителей 'потрудиться' - прочесть 'Анну Каренину'. Если это - не подлинное влияние, по-настоящему ответственное использование собственной популярности для улучшения жизни людей, то я не знаю, что тогда подпадает под это понятие.
Есть две причины, по которой этот список вызывает беспокойство - одна конкретная, другая общего порядка. Конкретная заключается в том, что, несмотря на вполне достойные намерения, 'Forbes' - как и тот мир, что он представляет - все еще рассматривает достижения женщин как заслуги 'второго сорта'. Применительно к женщинам, в отличие от мужчин, быть на виду - значит иметь влияние. Кроме того, не забудем о вопросе удачного замужества, к которому авторы списка относятся некритически. Есть забавная история о том, как герцог Эдинбургский [принц Филипп, муж королевы Елизаветы II - прим. перев.] грубо спросил бразильского адмирала (оба были в парадной форме, при всех регалиях), за какие такие подвиги тот, черт возьми, получил столько орденов. Адмирал, как говорят, ответил: 'Уж по крайней мере не за то, что женился'.
Применительно к женщинам в форбсовском мире это не анекдот: выйди за того, за кого нужно, и получишь 'орден'.
Кроме того, чтобы добиться влияния, судя по всему, важно иметь нужный паспорт. Большое количество американок в списке свидетельствует не столько об американской гегемонии в сегодняшнем мире, сколько о полной уверенности американцев в этой гегемонии. Остальной мир, очевидно, воспринимается в качестве забавного 'приложения' к Америке, приобретающего значение, только если он оставил след в сознании американцев.
В результате подобной узколобой оценки дама по имени Сьюзен Арнольд (Susan Arnold), добившаяся гордого звания вице-президента по торговле косметическими товарами компании 'Procter & Gamble', удостоилась 16 места в списке самых влиятельных женщин мира - то есть, она примерно 'соответствует по должности' премьер-министру Бангладеш, и уж точно является куда более важной персоной, чем любая женщина из России, которые туда вообще не вошли. Конечно, такие вещи вызывают смех. Но в конечном итоге, цивилизация, которая так расхваливает собственных представителей, даже если речь идет о вице-президенте по торговле косметическими товарами, и проявляет так мало уважения и интереса к остальному миру, обречена на серьезные неприятности.