Вчера Брюссель присоединился к хору голосов со всего света, осуждающих Украину за активную разработку сомнительного проекта прокладки канала через природоохранную зону [биосферного заповедника] 'Дельта Дуная'.
Строительство канала, которое ведется уже сейчас, разгневало Румынию, которой, как и Украине, принадлежит часть экологически уникальных заливных земель. Решение Киева раскритиковали даже Соединенные Штаты, хотя у них самих не все в порядке с отношением к экологии.
В соответствующем заявлении Европейской комиссии говорится, что '[Европейская комиссия] глубоко сожалеет о том, что [Украина] сообщила о начале судоходства по первой очереди канала 'Быстрое' между рекой Дунай и Черным морем'. Вчера представитель ЕС добавил, что '[Европейский Союз] совершенно не приветствует' тот факт, что Киев активно и настойчиво продвигает канал дальше.
Прокладка судоходного канала через территорию примерно в 70 тысяч гектаров, официально являющуюся одним из объектов мирового наследия ЮНЕСКО, уже нанесла ей экологический ущерб - с началом строительных работ дельту покинули несколько колоний гнездящихся здесь крачек. Их яйца остались без присмотра, а это значит, что целое поколение этих птиц умрет, не оставив потомства. Защитники окружающей среды считают, что продолжение строительства будет означать конец для многих популяций обитающих в дельте птиц и рыб, некоторые из которых внесены в списки вымирающих видов.
По словам Майка Балцера (Mike Baltzer) из фонда защитников дикой природы WWF, строительство канала 'окажет очень сильное негативное влияние на данный регион. В результате прокладки канала ареал некоторых исключительно редких и вымирающих птиц может быть уничтожен'. В дельте, которая занимает второе место по размерам в Европе, гнездятся около 330 видов птиц; кроме того, здесь обитают 2,5 тысячи пар белых пеликанов и примерно такое же количество карликовых бакланов.
Кроме этого, экологи предполагают, что строительство, а затем и ежегодные дноуглубительные работы на 'Быстром', совершенно нарушат жизнь биологических сообществ обитающих здесь рыб, однако правительство Украины не желает даже выслушать мнение международного сообщества и не меняет своего решения вести канал дальше по маршруту, который один из противников назвал 'самым плохим из возможных', но который при этом считается самым дешевым и коротким.
- Мы не видим причин беспокоиться по поводу предполагаемой опасности, которой якобы чревато строительство канала для экологии данного региона, - заявил представитель украинского Министерства иностранных дел Маркиан Любкивкский. Он обвинил румынских соседей в том, что они намеренно искажают картину.
Киев не пугают угрозы ЮНЕСКО снять природоохранный статус с украинской части заповедника 'Дельта Дуная'. Данный шаг не будет означать для Украины никаких фатальных последствий - разве что молчаливое осуждение других стран, которое украинское правительство, видимо, надеется пережить.
Дипломатические усилия Европейского Союза, направленные на то, чтобы убедить Киев изменить свои намерения, также ни к чему не привели. Эффект от многочисленных заявлений по этому поводу, сделанных комиссаром ЕС по вопросам охраны окружающей среды Марго Уоллстрем (Margot Wallstroem), по сообщению представителя комиссии, 'оказался, мягко говоря, незначителен'.
Перспектива прекращения политического и экономического сближения с Европой в случае продолжения проекта также не беспокоит Киев. С момента недавнего расширения Европейского Союза на восток в Брюсселе на Украину смотрят как на важнейшего партнера в построении зарождающейся 'политики добрососедства', основой которой являются дружеские отношения с новыми соседями. Представитель Еврокомиссии добавил: 'Понятно, что это не улучшит наших отношений с Украиной'.
Майк Балцер призвал Европейский Союз 'проявить большую активность' и обвинил Киев в 'намеренном затягивании' переговоров и одновременном продолжении строительства, которое в конечном счете оборачивается разрушением.