'Нет спроса, нет и ответа', - гласит пословица. Поэтому Совет безопасности Организации Объединенных Наций еще никогда не обращался к вопросу о Чечне. Для ООН речь в политическом плане идет о внутреннем деле России.
На международном форуме можно подвергнуть критике только методы ведения войны, если они идут вразрез с Женевской конвенцией. Для 'интернационализации' войны необходимо, чтобы Совет безопасности к этому призвало, по крайней мере, одно из получивших международное признание государств. Чечню, борющуюся за независимость, конечно, поддерживают деньгами и оружием некоторые исламские страны, однако открыто выступить в ее поддержку ни одно правительство не осмеливается. Вопросы отделения в ООН - табу: слишком многие государства сами имеют проблемы с этническими или религиозными меньшинствами.
Правда, проблема чеченского конфликта обходными путями все же попадает на рассмотрение в некоторые органы Организации Объединенных Наций. Европейский союз каждый год вносит в Комиссию по правам человека ООН в Женеве проект резолюции по Чечне. При этом члены ЕС остерегаются ставить под вопрос принадлежность республики к Российской Федерации. Они лишь подвергают критике методы ведения войны российской стороной, неадекватность применяемых средств, уничтожение гражданских учреждений, а также необоснованные аресты, жестокое обращение и казни гражданских лиц.
США дают Путину свободу рук
Первоначально российское правительство было готово подготовить совместно с ЕС 'Заявление председателя' Комиссии по правам человека, в котором оно обещало устранить определенные недоразумения. С той поры, как к власти в США пришел Джордж Буш (George Bush), российский президент Владимир Путин получил свободу рук. Между Москвой и Вашингтоном существует негласная договоренность не обвинять друг друга в нарушении международного права в гуманитарной области. Китай тоже не заинтересован, чтобы вставать на сторону Чечни. У правительства в Пекине у самого есть проблемы с исламскими тюркскими народностями в провинции Синьцзян и с тибетцами. В результате ЕС со своими предложениями по Чечне терпел все прошлые годы в Комиссии по правам человека поражение.
Москва даже обратила оружие противника против него же самого и, ссылаясь на террористические акты, совершаемые чеченцами, поставила себя в число лидеров, ведущих борьбу против терроризма. Совет безопасности после кровавого завершения захвата в Москве музыкального театра в одной из резолюций осудил захват заложников.
Гуманитарные организации ООН не имеют доступа к гражданскому населению Чечни. Еще два месяца назад в соседней республике Ингушетии, тоже входящей в состав России, где в недостойных для человека условиях находились чеченские беженцы, работал Верховный комиссариат по беженцам. Но 21 июня был убит сотрудник ООН. Местные власти утверждали, что у них слишком мало вооруженных милиционеров, чтобы гарантировать безопасность представителей ООН. После этого международная организация свою работу свернула.
Чечня относится к числу немногих регионов, где, несмотря на заключенный семь лет назад в Оттаве договор о запрете противопехотных мин, такие мины продолжают использовать. Этот вопрос будет поставлен на обсуждение на первой конференции по проверке реализации оттавского договора, которая пройдет в Найроби, под девизом 'Мир, свободный от мин'.