Антиамериканизм - это насаждаемый государством вариант российского национализма. Со всей четкостью я это осознала только тогда, когда смотрела по телевидению Олимпиаду в Афинах.
Освещение Игр на государственном телевидении напоминало объявление третьей мировой войны. Зрителям внушали, что они - 'солдаты', участвующие в борьбе против этих гнусных американцев, чья единственная цель в Афинах, если судить по телепередачам, состояла в том, чтобы унизить российских спортсменов, а значит и всю страну, наблюдающую за Олимпиадой.
Когда российские спортсмены или команды проигрывали соперникам из других стран, комментаторы говорили: обидно, печально, но не смертельно. Однако, если победителем становился американец, реакцией был праведный гнев. 'На Олимпиаде все равны, но американцы более равны, чем другие', - утверждалось в одной газете. 'На этих играх выгодно быть американцем. Вы можете делать все, что угодно, даже нарушать правила', - заявил телекомментатор, освещавший соревнования по плаванию. В репортаже о соревнованиях по гимнастике нам было сказано, что американцы выиграют, даже если 'свалятся прямо на судей'. 'Мы не американцы, поэтому судьи не выставляют нам более высоких оценок', - отметила одна спортсменка. 'По крайней мере наши медали чего-то стоят, в отличие от тех, что заполучили американцы', - заявил комментатор в другой передаче.
Это лишь несколько примеров из множества подобных высказываний российских спортсменов, журналистов печатных СМИ и спортивных телекомментаторов. Если российская команда - скажем, по волейболу - в четвертьфинале одолевает американцев, но в финале проигрывает другой стране, то именно победа в четвертьфинале рассматривается как главное достижение. Когда события складывались для российских спортсменов благоприятно, как это случилось в легкой атлетике, их успехи становились не просто спортивной победой, но и демонстрацией, 'кто в доме хозяин', как выразился один телекомментатор. Аналогичным образом, о неудаче американской баскетбольной 'команды мечты' говорилось до бесконечности, по любому поводу, независимо от того, какой матч в данный момент показывали, и как играли сами россияне.
Успех китайских атлетов в Афинах - по данным на понедельник, Китай по количеству золотых медалей занял второе место после США - воспринималось российскими комментаторами с удивлением, но без 'комплекса неполноценности', определявшего их реакцию на достижения американских спортсменов. Многие называли успех китайцев счастливой случайностью. Но, по сути, в этом проявлялась русская националистическая психология, в рамках которой азиатские страны не воспринимаются как равные - весьма странная позиция, если учесть, что население Китая превышает миллиард человек, его экономика в последние двадцать лет демонстрирует самые высокие показатели в мире, а Россию с ним связывает общая граница протяженностью почти в 4000 километров.
В этой связи напрашивается вопрос: в чем смысл антиамериканской истерии на российском государственном телевидении в период Олимпийских игр? Мы что, вернулись во времена Холодной войны, или готовимся к новой? Национализм часто используется в политических целях - для победы на выборах, например, как это произошло несколько лет назад в Германии, где канцлер Герхард Шредер добился успеха, разыгрывая карту антиамериканизма. Но до следующих выборов в России еще три года.
Более того, когда вы изображаете спортивные состязания как борьбу за достоинство страны и ее законное место в мировом политическом устройстве, все это может обернуться против вас, если спортсмены не оправдают ожиданий, как это случилось в Афинах, где Россия заняла третье место по количеству золотых медалей. А это лишь усугубляет комплекс неполноценности в общенациональном масштабе.
Так что единственной логичной причиной националистической истерии представляется стремление Кремля создать образ коварного, могущественного врага, на которого можно свалить собственные просчеты и некомпетентность. Поможет ли это объединить народ? И если да, то с какой целью? Я сильно сомневаюсь, что люди настолько глупы, чтобы поддаться на эту примитивную уловку. Одно, тем не менее, очевидно: Кремль и руководство государственного телевидения считает, что мы тупее бревна.
Евгения Альбац, ведущая воскресного политического ток-шоу на радиостанции 'Эхо Москвы', написала эту статью специально для 'Moscow Times'