Подобно второму браку, второй президентский срок означает торжество надежды над опытом. Со времен Герберта Гувера, каждый новый президент хотел переизбраться на второй срок. И все же, учитывая опыт их предшественников, невольно задаешься вопросом: зачем им все эти хлопоты?
Билл Клинтон во время второго срока прошел через процедуру импичмента. Та же судьба ждала бы и Ричарда Никсона, если бы тот сам не подал в отставку. Рональда Рейгана связал по рукам и ногам скандал 'Иран-контрас'. Линдон Джонсон увяз в болоте Вьетнама.
Дуайт Эйзенхауэр, вдобавок к проблемам со здоровьем, еще и стал свидетелем запуска Спутника. Апогеем второго срока Гарри Трумэна стала сама его победа на выборах, неожиданная для всех. Вудро Вильсону суждено было пережить первую мировую войну, крах его идей, связанных с Лигой наций и инсульт. Даже для Франклина Д. Рузвельта второй срок стал периодом крупнейших неудач - конгресс блокировал задуманную им перетряску Верховного суда.
К этой-то компании отчаянно жаждет присоединиться Джордж У. Буш в эти дни, когда республиканская партия проводит общенациональный съезд в Нью-Йорке. Желание получить признание за проделанную работу - естественная потребность человека. Но часто день переизбрания становится самым счастливым днем второго президентского срока.
Большинство избранных на второй срок президентов могут похвастаться хотя бы некоторыми важными достижениями. Президент Клинтон сумел сбалансировать бюджет и сократить государственный долг. Рейган упростил налоговый кодекс и добился сближения с СССР при Михаиле Горбачеве. Джонсону после избрания удалось осуществить очень многое. Однако почти все его триумфы пришлись на первые несколько месяцев после блестящей победы на выборах менее года спустя после убийства Джона Ф. Кеннеди. После этого конгресс начал ставить ему палки в колеса.
Однако, как утверждают историки, почти для всех президентов второй срок был куда менее приятным, чем первый. При Джеймсе Мэдисоне англичане сожгли Белый дом. Даже Джордж Вашингтон подвергался критике, которой, по его выражению, 'вряд ли заслуживал бы даже Нерон, отпетый мошенник или простой карманник'.
Почему столько вторых президентских сроков заканчивались плачевно? Президенты становятся чересчур самонадеянными (Вильсон, Рузвельт). Или у них истощаются идеи (Эйзенхауэр, Рейган). Многие преданные помощники, помогавшие им попасть в Белый дом, уходят на более прибыльные или важные должности. В один прекрасный день президент, оглядывая Овальный кабинет, не видит напротив себя ни одного знакомого лица.
В большинстве случаев даже фортуна поворачивается спиной к переизбранным президентам. В экономике наступает застой. Международная напряженность обостряется. Назначенцы ведут себя неподобающим образом (см. администрацию Трумэна). Сам президент ведет себя неподобающим образом (Никсон, Клинтон).
Политический курс, выработанный в годы первого срока, неизбежно дает трещину. Избиратели начинают ворчать, требуя перемен.
Опыт и здравый смысл позволяют предположить, что президенты во время второго срока, как и супруги во втором браке, имеют больше шансов на успех, если четко знают, чего хотят и ожидают от него. Амбиции, конечно, могут перехлестнуть через край: несколько вторых сроков пошло насмарку из-за того, что президенты брались за непосильные задачи. Но чаще встречается другая проблема - когда президент просто 'плывет по течению'.
Странным образом, г-на Буша, похоже, одновременно преследуют обе эти опасности. Большинство его приоритетных предложений на второй срок - скромные налоговые льготы для тех, кто не имеет медицинской страховки, новые налоговые стимулы, побуждающие людей делать сбережения - выглядят просто по-сиротски: с ними он ни за что не был бы избран на первый срок.
Дело в том, что огромный бюджетный дефицит, вызванный в основном неоднократным снижением налогов при г-не Буше, не оставляет ему особого пространства для маневра с точки зрения новых инициатив. В области внутренней политики важнейшим предложением, которое поддерживает г-н Буш, пока остается придание его налоговым сокращениям постоянного характера. Это если не говорить об идеях столь масштабных, что из-за них г-н Буш может подвергнуться противоположному риску: взвалить на себя непосильную ношу. В своей речи в связи с выдвижением кандидатом в президенты, намеченной на четверг, г-н Буш, в том, что касается внутриполитической программы, намерен сосредоточиться на теме реформ. Скорее всего, он снова выступит за разрешение рабочим инвестировать в ценные бумаги часть отчислений на социальное страхование и объявит фундаментальную реформу налогообложения приоритетной задачей своего второго срока. Все эти планы можно разработать таким образом, чтобы свести к минимуму расходы в краткосрочной перспективе, и к тому же они, несомненно, понравятся сторонникам г-на Буша.
Однако тот факт, что республиканцы продолжают говорить об этих предложениях спустя столько времени после того, как консерваторы впервые выдвинули их, отнюдь не случаен: на пути их осуществления стоят такие грозные политические препятствия, что никто пока и не пытается всерьез воплотить их в жизнь. Возможно, они неизменно выглядят привлекательнее в перспективе, чем на практике: в этой связи вспоминается образное замечание бывшего сенатора Сэма Нанна (Sam Nunn) о том, что Билл Клинтон трижды -причем в разные десятилетия - считался многообещающим молодым человеком.
В любом случае, визитной карточкой г-на Буша является внешняя политика. Но и здесь его возможности ограничены. Когда столько войск уже задействовано в Ираке, а общественность так ожесточена против войны, ему будет непросто еще раз применить свою доктрину превентивных ударов. Возможно, он способен больше преуспеть в восстановлении подпорченных отношений с союзниками, но даже его советнику по национальной безопасности Кондолизе Райс (Condoleezza Rice) залечить нанесенные здесь раны будет нелегко.
Как и каждый президент, стремящийся к переизбранию, г-н Буш на этой неделе скажет стране, что он еще только начинает. Но он уже оставил свой след в истории, изменив направление внутренней и внешней политики страны куда радикальнее, чем позволяла предположить его неубедительная победа в 2000 г. Если он снова выиграет выборы, то, учитывая горький опыт многих предшественников, наградой ему будут скорее новые проблемы, чем новые триумфы.
Автор - обозреватель 'Los Angeles Times'. Мы публикуем его статью с согласия этой газеты.