"ConocoPhilips" в течение трех лет планировал свои действия в России. Однако поскольку российское правительство в понедельник официально открыло аукцион по продаже остающихся у него 8 процентов акций в компании "Лукойл", американской группе придется вспомнить историю, прежде чем объявлять о своем предложении.
Прошло девять лет с того момента, как американская компания "Atlantic Richfield" (Arco) одержала верх над конкурентами, приобретя обратимые акции "Лукойл" первого выпуска.
"Arco" получила 8 процентов, что дало повод для многочисленных обещаний тесного сотрудничества между двумя компаниями.
Однако британская "British Petroleum", которая приобрела данную долю "Arco" в "Лукойл" в рамках сделки по поглощению "Amoco", продала эти 8 процентов в 2001 году, заявив, что такая доля не дает ей нормального представительства и сколь-либо значительного контроля.
Вместо этого "British Petroleum" сконцентрировала усилия на формировании партнерства с конкурентом "Лукойл" российской компанией ТНК, что в итоге привело к заключению сделки в равных пятидесятипроцентных долях.
"ConocoPhilips" рассматривают в качестве основного претендента на акции "Лукойл", которые будут проданы на открытых торгах в следующем месяце. Генеральный директор компании ранее провел переговоры по данному вопросу с президентом Владимиром Путиным.
"Conoco" рассматривает также возможности создания других совместных предприятий и покупки акций, принадлежащих руководству "Лукойл". В случае таких приобретений компания поднимется на новый уровень, который позволит ей консолидировать свой капитал.
Общепринятая точка зрения в России диктует, что покупка любой доли, не достигающей уровня "отрицательного контроля" в 25 процентов плюс одна акция, то есть блокирующего пакета миноритария на собраниях акционеров, является неблагоразумным поступком.
"Восемь процентов эквивалентно нулю процентов, - заявил один из западных топ-менеджеров, работающих в Москве, - такого рода сделка может считаться оправданной только в том случае, если вам удастся пройти порог в 25 процентов".
"Conoco" твердо намерена расширять свое присутствие за рубежом. В конце 2003 года ее разведанные запасы в Северной Америке составляли 48 процентов капитала, а запасы в Северном море еще 20 процентов.
Быстро рассчитавшись с долгами, образовавшимися в результате покупки двух крупных месторождений, путем продажи своих компаний в Канаде, "Conoco" в настоящее время в состоянии рассматривать все варианты. 25-процентный пакет в "Лукойл" будет стоить 6 миллиардов долларов. "Конечно, нам хотелось бы стать здесь крупным игроком и участником рынка", - говорит президент и генеральный директор "Conoco" Джеймс Мульва (James Mulva). Другие варианты включают приобретение долей в акционерном капитале, совместные предприятия и покупку собственности. По рейтингу "Standard & Poor's" "Conoco" в настоящее время имеет оценку А-минус. Агентство заявляет, что компания, с учетом ее истории, могла бы поднять свой рейтинг, если бы не неопределенность в связи с Россией.
"Они провели фантастическую сделку по продаже своей собственности и использованию полученного капитала для укрепления собственного баланса, - говорит Брюс Шварц (Bruce Schwartz), директор группы по энергетике и энергоисточникам "Standard & Poor's", - однако все пока остается в подвешенном состоянии".
Компания уже сигнализировала, что снизит темпы выплаты по обязательствам, после того, как в конце второго квартала соотношение долговых обязательств к капиталу стало ниже 30 процентов. Такого уровня компания достигла впервые после завершения в августе 2002 года процесса слияния. Балансовый долг компании в первых двух кварталах 2004 года последовательно снижался с 17,1 миллиарда долларов до 15,6 миллиардов. Намеченная к выполнению цифра составляет при этом 15 миллиардов.
Господин Шварц сказал, что не исключена возможность смещения усилий компании в сторону увеличения вклада оборотных средств в бизнес. Как и другие аналитики, он выступает за расширение позиций в России, которое дает прямой доступ к денежным потокам, а не ограничивает возможности получением дивидендов от доли в акционерном капитале. При этом он не отрицает наличия "значительного риска" для миноритарных акционеров в суровом бизнес-климате России.
Тем не менее, по словам начальника исследовательского отдела московской инвестиционной компании "Brunswick UBS" Пола Коллисона (Paul Collison), он был бы очень удивлен, если бы "Conoco" остановилась на восьми процентах.
Он отмечает, что совместные предприятия и партнерства являются предпочтительным и более вероятным вариантом укрепления сотрудничества между двумя компаниями в отличие от более крупного пакета акций. "Conoco" может также получить большой доход от совместной работы с "Лукойлом" в рамках проекта "Северное Сияние" в российском Заполярье и от доли участия в шельфовом месторождении "Штокманское".
"Conoco" может также предложить к продаже свою долю в западноафриканских месторождениях или нефтеперерабатывающие мощности в Северной Америке. Там "Лукойл" постепенно укрепляет свои позиции. Дополнительно к покупке автозаправочных станций "Getty" компания приобрела еще 800 таких АЗС у "Conoco". Не исключена также возможность сотрудничества в области сжижения природного газа.