Москва. - Громом среди ясного неба стало для российского олигарха Михаила Потанина решение британского банка HSBC, обещавшего предоставить его компании 'Норильский никель' кредит в 500 миллионов долларов, о выходе из сделки.
Похожие чувства, должно быть, испытывал и Михаил Фридман, после того, как нидерландский ING и французский Societe Generale объявили о своем выходе из консорциума, который должен был предоставить нефтяной компании Фридмана ТНК-BP кредит на сумму свыше 600 миллионов долларов.
По данным российского издания журнала 'Форбс', Потанин, личное состояние которого оценивается в 5,4 млрд. долларов, занимает пятое место среди самых богатых россиян. За ним следует Фридман с 5,2 млрд. Благодаря высоким ценам на металл и нефть, их компании извлекают сегодня сверхприбыли.
'Политический риск сегодня выше, чем экономический', считает один западный банкир. В связи с арестом нефтяного магната Михаила Ходорковского и возможностью ликвидации его концерна 'Юкос' банки стали опасаться, что подобная участь может постигнуть и другие компании.
Эта озабоченность усиливается с поступлением новых негативных сообщений. Так, на российской бирже сделки инсайдеров стали уже хорошим тоном, тогда как большинство западных фондов больше не принимают в них участия. Банковский кризис еще далеко не преодолен.
Однако мнение о значительном ухудшении делового климата в России разделяют не все представители банковского мира. Так, банки BNP Paribas и Barclays, также являющиеся членами консорциума-кредитора 'Норильского Никеля', несмотря на уход HSBC, не намерены отказывать российскому концерну в предоставлении кредита. А место ING и Societe Generale согласно скупой информации из Москвы уже якобы заняли 'японские и немецкие банки'.
'Каждый по-своему оценивает инвестиционный климат в России', - продолжает западный банкир, - 'для одних стакан с водкой наполовину заполнен, для других - наполовину пуст'. Поступающие сигналы действительно противоречивы. Однако очевидно, что выход на рынки капитала российским компаниям в ближайшей перспективе будет обходится все дороже.
Тем временем, крупные западные банки демонстрируют заинтересованность в прямых инвестициях в Россию. Так, швейцарский UBS объявил о намерении перекупить долю своего давнего российского партнера Brunswick в их совместном инвестиционном банке Brunswick UBS. А германский Deutsche Bank еще в прошлом году приобрел 40 процентов акций российского инвестиционного банка United Financial Group (UFG).
Вместо олигархов крупные западные банки ориентируются теперь на мелких вкладчиков. Особый интерес вызывает у них сфера потребительских кредитов, пока не получившая в России широкого развития. Французский банк BNP Paribas приобрел долю в 'Русском Стандарте', GE Consumer Finance скупил 'Дельта Банк'. Оба российских банка специализируются на предоставлении малых кредитов. А Societe Generale, отказавший в кредите Фридману, теперь намерен кредитовать население через новое объединение 'Русфинанс'. Клиенты компании смогут получать кредит на сумму до 500 долларов по почте.