'Или я, или Аль-Каида'. Таков был лозунг избирательной кампании Алу Алханова, генерала полиции, навязанного Кремлем в качестве преемника Ахмада Кадырова на посту президента Чечни. В воскресенье бывший министр внутренних дел собрал 73,5 % голосов, при официальной явке к урнам 85%.
Голосование, как и в прошлом октябре, было инсценировкой. Пустынные года и деревни, население, парализованное угрозами и страхом перед терактами, почти пустые избирательные участки. Едва провозглашенный победителем, один из самых верных людей клана Кадырова и Владимира Путина показал, что у него серьезные намерения. 'Исламский фундаментализм и Аслан Масхадов - заявил он, нападая на политического лидера вооруженного сопротивления - не имеют будущего. Они хотели сорвать выборы, связав свою судьбу с фундаменталистским ваххабизмом, но им это не удалось. Они могут убивать и закладывать бомбы, но воля народа выбросила их на свалку истории'.
Алханов объявил 'борьбу до последнего человека' против сепаратистов и тут же утвердил в должности вице-премьера Рамзана Кадырова. Двадцатисемилетний сын убитого президента теперь - настоящий сильный человек в республике. Был повторен акт верности прорусской политике: никаких переговоров с теми, кто выступает за независимость, активизация борьбы против повстанцев, 'готовность к пониманию только тех, кто сложит оружие и попросит прощения у чеченского народа'. Эти слова были интерпретированы как начало третьей военной кампании русских.
В Грозном ждут репрессий Путина. Люди знают, что нападения и убийства последних недель не останутся безнаказанными. Повстанцы ответили, назвав Алханова 'трусливой марионеткой' и пообещав, что 'никто не принесет цветов на его могилу'.
По поводу подстроенного голосования посыпалась критика международного сообщества. Совет Европы, Еврокомиссия и Хельсинкская группа назвали выборы 'недемократическими'. СБСЕ отказалась посылать своих наблюдателей, обвинив организаторов выборов в отсутствии правил и безопасности. Многие гуманитарные организации потребовали от европейских правительств оказать давление на Россию, 'чтобы помещать геноциду целого народа'.
Пустые избирательные участки в воскресенье были реальностью, которую нельзя скрыть. Некоторые журналисты, чтобы доказать необоснованность результатов выборов, проголосовали по десятку раз каждый. Никто у них не спросил документов. Свидетели рассказали, что урны были уже полны бюллетенями с субботней ночи. Никакого контроля после закрытия участков. Для Москвы было важно, чтобы выборы состоялись, и чтобы Алханов стал президентом.
Поэтому только вчера из ФСБ поступило официальное подтверждение, что во вторник два упавших самолета 'Ту' взорвались в результате теракта. Эта новость уже пять дней гуляет по СМИ всего мира: но был приказ, чтобы до голосования в Чечне никто в России не мог говорить об атаках борцов за независимость. Как только урны были закрыты, никому уже не надо было лгать.
Стало известно, что секретные службы ищут еще двух чеченских женщин. Опасаются, что это камикадзе, готовые добиться новых жертв. Первая, якобы, является сестрой одной из террористок-самоубийц, погибших в самолетах, вторая - ее подруга, у которой русская армия убила брата. Группа фундаменталисток-'мучениц' покинула Грозный 22 августа в направлении Азербайджана: две женщины потом подорвали себя, уничтожив 89 человек, две другие исчезли.
Тяжелый баланс, который висит над проходящей в Сочи встречей в верхах между Путиным, германским канцлером Шредером и французским президентом Шираком. Вчера француз манкировал встречу, задержавшись в Париже из-за похищения двух журналистов. Но сегодня борьба с международным терроризмом и необходимость новых мер безопасности на границах Европы будут основным блюдом на встрече главных противников войны Буша в Ираке. В повестке дня переговоров - также взаимоотношения России с ЕС, ООН и НАТО, восстановление в Багдаде и опасения по поводу цен и запасов нефти. Германия и Франция спросят у Путина, который объявил о снятии эмбарго на поставки оружия Ираку, также о новостях чеченского стратегического ада.