Новая концепция диалога между министрами иностранных дел пяти стран Центральной Азии и Японии, впервые опробованная в субботу в казахской столице, направлена на обеспечение более значительного влияния Японии в Центральной Азии посредством укрепления прояпонских настроений в этом важном в стратегическом отношении регионе. В частности, действия японских политиков в этом направлении могут стать противовесом политическому влиянию Китая и России в Евразии.
На встрече, прошедшей в одном из фешенебельных отелей Астаны, присутствовали министр иностранных дел Японии Йорико Кавагути (Yoriko Kawaguchi) и ее коллеги из Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана. Туркменистан отказался присылать своего министра иностранных дел - вместо него на встрече присутствовал туркменский посол в Казахстане.
Благодаря своему географическому местоположению вышеупомянутые пять стран центрально-азиатского региона, имея в своем распоряжении крупные запасы нефти и других полезных ископаемых, зажаты между Россией и Китаем, что не мешает им стремиться играть более важную роль в войне с терроризмом. Трое из перечисленных государств имеют общие границы с Афганистаном, а к юго-востоку от них начинается Ближний Восток.
Министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров поблагодарил японскую сторону за инициативу регионального сотрудничества, а его казахский коллега Касымжомарт Токаев заявил, что субботняя встреча имеет историческое значение.
Визит Йорико Кавагути в Центральную Азию - первое посещение этого региона японским министром иностранных дел за последние пять лет - отражает все увеличивающееся значение этого региона в мировой политике.
Жестокая конкуренция за региональное политическое влияние развернулась между Китаем, Соединенными Штатами и Россией, которая еще со времен царей династии Романовых рассматривает Центральную Азии не иначе как территорию своего непосредственного влияния.
После террористических актов 11 сентября 2001 г. Киргизстан и Узбекистан пустили на свою территорию американские войска, что превратило Центральную Азию в стратегический плацдарм для ведения войны против международного терроризма и торговли наркотиками.
Япония имеет прочные исторические и культурные связи с Центральной Азией, где в некоторых местах по-прежнему сильны прояпонские настроения.
Если Япония сможет обеспечить себе более значительное присутствие в регионе, это может привести к возникновению еще одного средства сдерживания России и Китая.
Главной дилеммой всей шестимесячной подготовки Японии к проведению субботней встречи стал вопрос о приглашении министра иностранных дел Туркменистана. Эта республика ревностно охраняет свою независимость, что выразилось в ее отказе вступить в Организацию центрально-азиатского экономического сотрудничества, в состав которой входят остальные страны региона и Россия.
"Объединив все пять стран Центральной Азии, мы в значительной степени увеличили потенциал для решения проблем, стоящих перед перспективой экономического развития", - отметила госпожа Кавагути в своей вступительной речи.
В четверг президент Узбекистана Ислам Каримов, предложивший создать в Центральной Азии единое экономическое пространство, выразил признательность японскому правительству за усилия по объединению пяти стран Великого шелкового пути.
Однако проблема объединения Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана заключалась в отказе туркменского правительства прислать на встречу своего министра иностранных дел.
Туркменский посол в Казахстане сидел отдельно от министерской группы и отказался поставить свою подпись под совместным коммюнике.
В четверг госпожа Кавагути призвала лидеров стран Центральной Азии осознать важность регионального сотрудничества в своей речи, которую она произнесла в Ташкентском университете. Она привела Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) в качестве примера успешного регионального сотрудничества.
"ASEAN имеет долгую историю укрепления сотрудничества между странами Юго-Восточной Азии и сейчас планирует создать региональную зону свободной торговли", - добавила она.
"Подобная организация в Центральной Азии при наличии единого экономического пространства и возможности решить проблемные вопросы, начиная с использования природных ресурсов и водопотребления и заканчивая антитеррористической деятельностью, наркотиками, транспортом и энергетикой, была бы чрезвычайно эффективна и влиятельна", - сказала в заключение госпожа Кавагути.
Выступая в Астане на субботней встрече, госпожа Кавагути призвала страны Центральной Азии, которые надеются привлечь инвестиции японских компаний, приложить все усилия для того, чтобы устранить в регионе все торговые барьеры.
Ожидается, что следующая встреча министров иностранных дел вышеупомянутых стран пройдет в Японии в 2005 г.
В ближайшие три года в Японии также пройдет ряд семинаров, посвященных правовым проблемам. На этих семинарах, проведение которых должно помочь в борьбе против терроризма, эксперты по миграционному и экспортному контролю из различных стран организуют специальный учебный курс для приблизительно тысячи сотрудников правоохранительных органов из стран Центральной Азии.
Японское правительство также планирует укрепление технического сотрудничества в сфере использования региональных источников энергии.
При всех плюсах регионального сотрудничества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз подчеркивал в субботней беседе с Йорико Кавагути, что, несмотря на желание Японии относиться ко всем странам Центральной Азии с позиции их равноправия, реальность заключается в том, что каждая из стран требует к себе индивидуального подхода в зависимости от различных обстоятельств.
Благодаря условности национальных границ, установленных во времена Советского Союза, страны Центральной Азии имеют сложный национальный состав.
Самый большой валовой национальный доход на душу населения отмечается в Казахстане, самой богатой из пяти центрально-азиатских республик. Его величина составляет 1 510 долларов США в год, что почти в восемь раз превышает сумму в 180 долларов США - именно столько в среднем зарабатывают в Таджикистане, самой бедной стране региона.
В любом случае Япония должна быть готова к долгосрочному региональному сотрудничеству. "Это будет нелегко. И мы не ожидаем результатов в течение ближайших двух-трех лет", - заявил один из высокопоставленных чиновников в Министерстве иностранных дел Японии.