По меньшей мере, десять человек погибших и, предположительно, более 30 раненых. Таков первый итог террористического акта, совершенного вчера вечером в Москве вблизи от станции метро 'Рижская'.
Теракт произошел через неделю после гибели двух самолетов - следователи исходят из того, что это был тоже террористический акт, - и спустя ровно восемь часов после завершения в Сочи трехсторонней встречи в верхах, где хозяин принимающей стороны Владимир Путин совещался с канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) и французским президентом Жаком Шираком (Jacques Chirac). Одним из главных на повестке дня был в том числе вопрос совместной борьбы против международного терроризма.
Повод подходящий. Ширак из-за похищения двух французских журналистов смог прилететь только во вторник утром, а Путин говорил на пресс-конференции о связях чеченских экстремистов с 'Аль-Каидой', которая могла быть причастной к организации двух авиационных катастроф.
Менее убедительно звучало то, что Путин и его гости высказали по поводу якобы мирного процесса в Чечне. 'Никто, - сказал Путин, - не может силой заставить людей голосовать'. Высокая явка избирателей на президентских выборах в мятежной республике свидетельствует, по его словам, о том, что подавляющее большинство людей желает принять активное участие в восстановлении. Голосование проходило в строгом соответствии с российской и чеченской конституциями, ни один 'серьезный человек' не заметил существенных нарушений или фальсификации.
Кстати, уже в прошедший понедельник русская служба 'Радио Свобода' сообщала о конкретных случаях, свидетельствующих об обратном. Перед этим журналисты ВВС в течение целого часа зафиксировали на одном избирательном участке в Грозном 'всего лишь несколько избирателей'.
Канцлер Германии Шредер сказал в Сочи по поводу голосования, вызывающего сомнение, следующее: 'Я не вижу существенных нарушений на выборах'. За дальнейшим развитием ситуации он-де будет следить с чувством критической солидарности.
Критика, очевидно, должна знать свои границы. Канцлер, представления о России которого все чаще существенно отличаются от представлений российских демократов, международных правозащитных организаций и критически настроенных средств массовой информации, в будущем, видимо, будет вынужден проявлять даже еще большую сдержанность, критикуя своего друга Владимира. Причина: Россия значительно увеличит экспорт своей нефти, чтобы стабилизировать ситуацию на мировых рынках. Вчера Путин пообещал это своим гостям. Помимо этого он твердо пообещал добиться большей транспарентности в экономике с тем, чтобы улучшить инвестиционный климат, что порадует, прежде всего, ориентированную на экспорт немецкую экономику.
Французский президент, до сих пор являвшийся самым жестким критиком российской кавказской политики, тоже проявлял вчера, видимо, по той же причине сдержанность. Впрочем, это может быть ложным сигналом. По мнению экспертов, условием для стабильного экспорта российской нефти является внутриполитическая стабильность. Но она не связана, этого заставляет опасаться и последний террористический акт, с видимостью решения проблемы Чечни.