Г-н Майер, на трехсторонней встрече в Сочи снова будет подчеркнута общность ценностей ЕС и России. А как с ними обстоят дела на самом деле?
В политической и экономической жизни страны администрации Путина по-прежнему очень трудно приходится с такими западными ценностями, как правовое государство, демократия, основные свободы и права человека и рыночная экономика. Основной ценностью для нее является стабильность системы, которая призвана стать для партнеров России свидетельством предсказуемости и надежности. Россия стремиться к модернизации ее партнерства с ЕС, которое в долгосрочной перспективе должно привести к общей шкале ценностей.
В чем главные проблемы?
Основная проблема - Чечня. В этом вопросе Шредер и Ширак, по-видимому, договорились не оказывать на Путина публичного давления, предоставив его модели урегулирования конфликта еще один шанс. При этом, развитие гражданского общества в России не дает повода для успокоения.
Как долго ЕС может идти навстречу России, не потеряв при этом доверия?
ЕС следует в качестве ключевой темы включить чеченский конфликт и нынешнюю критическую ситуацию на Кавказе в целом в повестку дня политического диалога с Москвой. Кроме того, необходимо в сотрудничестве с международными организациями усовершенствовать условия оказания гуманитарной помощи региону. Это, по крайней мере, однозначно входит в сферу российских интересов. Еще не ясно, насколько реалистичен сценарий российских неправительственных организаций по переводу конфликта в цивилизованное поле.
Как ЕС может повлиять на ситуацию?
Однозначного рецепта не существует. Однако методом избирательного стимулирования в средне- и долгосрочной перспективе можно было бы приобщить Россию к общим ценностям, преградив тем самым путь создания полностью авторитарной системы.
Кристиан Майер, эксперт по России Фонда науки и политики.