Каждая встреча лидеров России, Франции и Германии попахивает днем вчерашним. Владимир Путин, Жак Ширак и Герхард Шредер образуют некий 'альянс отрицания', 'объединение отказчиков'. И это касается не только иракской проблемы. В действительности же троим лидерам не удается достичь каких-либо серьезных подвижек. Почему же тогда в Сочи они уже третий раз собираются в таком формате? И какие цели преследует германский канцлер, с его стремлением сохранять контакты в рамках этой тройки?
Среди заслуг Герхарда Шредера нельзя не признать тот факт, что он действительно смог выстроить эффективный механизм рабочих отношений с Путиным, что ему пока не удавалось проделать ни с одним главой другого государства. Ведь отношения с Шираком и британским премьером Тони Блэром из-за различий в интересах внутри ЕС все больше скатываются в пропасть недоверия.
Что касается Путина, Шредер ощущает расположение с его стороны, что, впрочем, неудивительно, учитывая постоянное стремление канцлера угодить Путину. Такая верность особо неприятна в вопросе Чечни и Ирана. Назвав ход выборов в Чечне 'приемлемым', Шредер дискредитировал себя. Ведь для такого утверждения у него не было никаких оснований. В то же время, скользкая позиция Москвы в иранском 'атомном вопросе' однозначно противоречит германским интересам.
С присоединением к альянсу Ширака, станет очевидно: 'Одна некогда великая и две средневеликие державы могут, если захотят'. Но вопрос в том, что они хотят. Их альянс, сложившийся в условиях американской гегемонии и под влиянием иракского вопроса, был призван продемонстрировать силу. Но в действительности Вашингтон впечатлить не удалось. А т.н. 'ось', тем временем, нанесла Европе ущерба больше, чем ей удалось предотвратить в Ираке.
До сих пор лидеры трех государств не выходили за рамки этой стадии протеста. Разумеется, Россию следует приобщать к расширяющемуся Евросоюзу. Разумеется, Россию можно будет привлечь к иракской инициативе. Но сеять семена такой политики Шредер и Ширак будут уже на другом поле. Германия и Франция члены традиционных клубов ЕС и НАТО. В рамках НАТО, например, сейчас идет оживленная дискуссия о роли альянса в Ираке. Все предложения блокируются Францией, использующей свое право вето. Теперь же Ширак обсуждает новую линию в отношении Ирака с Путиным и Шредером. Так на каком поле президент Франции будет собирать урожай?
В основе всей этой политики - неудовлетворенность действиями США и внешней политикой Джорджа Буша. Пока не прояснится вопрос отношений с Америкой, ни от трехсторонних встреч, ни от игр с 'осями' нельзя ожидать разумной политики. Как и по многим другим вопросам международной политики, к этой теме придется вернуться после выборов в США.