Череда нападений чеченских боевиков на российские самолеты, станции метро, а сейчас и на школу привела к тому, что за восемь дней погибло более ста человек.
Если эти нападения координируются из одного центра, а похоже, так оно и есть, то они представляют из себя самые изощренные из проводившихся мусульманскими сепаратистами терактов. Несмотря на две войны, проведенные с целью подавления их устремлений, сепаратисты не отказываются от вооруженной борьбы.
Однако, в связи с уходом партизан в подполье из-за отказа Москвы вести с ними переговоры, аналитики затрудняются сказать, какая чеченская группировка ответственна за данные нападения.
Говорит Оксана Антоненко из Международного института стратегических исследований: 'Не знаю, одна и та же группа осуществила все эти теракты или нет, но похоже, что одна'.
Однако она скептически отнеслась к заявлению неизвестной прежде группировки 'Бригады Исламбули', которая взяла на себя ответственность за взрывы на борту двух российских самолетов, упавших 24 августа почти одновременно, и за теракт у московского метро во вторник.
'Никто не верит, что они могли совершить такие сложные по исполнению террористические акты, как уничтожение двух самолетов, вылетевших из одного московского аэропорта', - говорит Антоненко.
Это, в свою очередь, заставляет задать вопрос: а прав ли президент Путин, неизменно обвиняющий 'Аль-Каиду' всякий раз, когда чеченские боевики наносят удар? Характерной чертой деятельности 'Аль-Каиды' является нанесение серийных ударов, рассчитанных на внешний эффект. Но и здесь у экспертов возникают сомнения.
'Я бы не стал исключать наличие какого-то элемента поддержки со стороны 'Аль-Каиды. Однако я считаю, что предположения Путина о том, что прямо на российском пороге действует 'Аль-Каида' - это преувеличение', - говорит Дэвид Клэридж, (David Claridge) директор 'Janusian Security Risk Management', британской фирмы, предоставляющей услуги по разведке и защите от террористических атак.
Самым злостным врагом Москвы в Чечне является Шамиль Басаев, организатор и руководитель захвата в 1995 году заложников в больнице города Буденновска, в результате которого погибло 166 человек, когда русские начали штурм здания. Он мог быть причастен и к захвату заложников в Москве в октябре 2002 года, в котором участвовал 41 чеченский боевик, а 129 заложников погибли от удушения газом во время действий спецслужб по их освобождению.
Вчерашние действия по захвату заложников напоминают драму 1995 года и могут закончиться трагически, если в дело вступят российские войска.
В прошлом умеренный чеченский лидер Аслан Масхадов в настоящее время скрывается в неизвестном месте. О его влиянии на партизан и о его взаимодействии с другими группировками мало что известно. Однако представитель Масхадова в Лондоне Ахмед Закаев сказал, что их группировка чеченских боевиков непричастна к уничтожению самолетов.
Вывод таков: стратегия президента Путина с опорой на военную мощь вкупе с насильственной 'стабилизацией' ведет в никуда. Однако он не проявляет признаков того, что может отказаться от планов по лишению боевиков поддержки населения путем проведения выборов и неясных обещаний некоей автономии. Последние теракты, которые могут оказаться далеко не последними, не случайно совпали по времени с воскресными выборами про-московского президента в Чечне.
Однако фарс с выборами слабого и некомпетентного Алу Алханова не стал значительным событием в жизни отчаявшихся и уставших от войны жителей Чечни. В условиях отсутствия политического диалога побудительным мотивом для чеченских 'черных вдов', мстящих за смерти своих мужей, является отчаяние. Московский аналитик Юрий Коргунюк говорит, что неуклюжая и жесткая тактика действий России привела к появлению 'людей, готовых взорвать себя'.