Москва. - В среду, первый день школьного года в России, в городе Беслане на юге страны боевики взяли в заложники более 400 человек, из них, как предполагается, 200 детей. По предварительным данным, погибло уже семеро человек.
После продолжающихся несколько недель террористических актов в России, последнее событие указывает на крайнее обострение конфликта между чеченскими террористами и Кремлем, пытающимся прекратить насилие в истерзанной войной республике.
В то время, как Москва приходит в себя после взрыва террористки-смертницы у оживленной станции метро, унесшего жизни 10 человек и покалечившего несколько десятков, и падения двух самолетов в результате терактов, кризис с заложниками в небольшом североосетинском городе Беслане недалеко от границы с Чечней напоминает об аналогичных случаях в прошлом - закончившихся страшным кровопролитием.
Сообщается, что 17 вооруженных до зубов мужчин и женщин (на некоторых из них так называемый 'пояс самоубийцы') проникли в городскую школу сразу после церемонии открытия нового школьного года, на которой присутствовало много родителей. При захвате школы боевики ранили трех учителей и двух милиционеров. Российские информационные агентства также сообщают, что до 50 детей смогли убежать из школы во время захвата, а остальные 400 заложников были согнаны террористами в спортзал.
Бандиты предупредили, что в случае взятия школы штурмом они взорвут ее вместе с заложниками. Детей заставляют стоять в оконных проемах в качестве барьера на случай штурма спецназа.
Захватчики потребовали проведения переговоров с местными чиновниками и детским врачом Леонидом Рошалем, который как посредник оказывал помощь заложникам во время трагедии на Дубровке. Также сообщается, что среди требований террористов - освобождение боевиков, взятых в плен во время наглого нападения на посты милиции в соседней Ингушетии в июне, когда погибло более 90 человек, а боевикам удалось захватить небольшой арсенал.
Считается, что кризис с заложниками - так же, как и теракт в Москве, осуществленный смертницей, и авиакатастрофы, происшедшие на прошлой неделе, тесно связаны с последними событиями в неспокойной Чечне. Однако, не установлено прямой связи между этими событиями и неизвестно, кто за ними стоит.
На досрочных президентских выборах в Чечне, прошедших в выходные, вместо убитого фаворита Кремля и сторонника 'твердой руки' Ахмада Кадырова, был избран новый ставленник Москвы. Кадровый офицер милиции Алу Алханов одержал сокрушительную победу на выборах, оцененных многими как бюрократическая формальность под контролем Кремля. За несколько недель до выборов чеченские сепаратисты заявили о готовящейся серии терактов по всей России. Уже десять лет их цель остается прежней - отколоть Чечню от России.
То, как закончится текущий кризис с заложниками, не может не беспокоить. Если так же, как и предыдущие, то результат может быть поистине катастрофическим. В 1995 г. чеченские боевики под командованием Шамиля Басаева захватили больницу в городе Буденновске на юге России, взяв в заложники около 2 000 человек. После патовой ситуации в течение шести дней, большой отряд ОМОНа взял больницу штурмом, при этом погибло более ста человек.
В октябре 2002 г. террористы трое суток продержали в заложниках 800 зрителей московского театра, пока власти не использовали усыпляющий газ и взяли здание штурмом. Погибло 130 заложников, а сотни людей так и не восстановили здоровье после того, как подверглись действию газа.
Президент Владимир Путин дал понять, что Кремль не будет вести переговоры с террористами и захватчиками заложников. Террористы и захватчики заложников в России знают, что для разрешения ситуации власти пойдут на значительные человеческие жертвы, и что они почти наверняка будут убиты, когда Кремль окончательно решит применить силу.
Есть все основания полагать, что 17 террористов готовы умереть, удовлетворенные тем, что станут известны на весь мир. Нет никаких оснований полагать, что Кремль серьезно воспримет какие-то из их требований; он только решает, какую силовую стратегию следует применить, чтобы разрешить ситуацию.
Только одно неизвестно: сколько родителей потеряют своих детей, и сколько детей останутся сиротами?
Незадолго до захвата заложников российский министр обороны Сергей Иванов заявил: 'По сути нам объявлена война. Она без фронтов, границ, без видимого противника'. Действительно, по России расползается невидимый враг - в небе, в метро, больницах, а теперь еще школах. Однако, министр ошибается - решение этого конфликта можно найти в Чечне. Следующий шаг - за Путиным.