1 сентября 2004 года. Российский президент Владимир Путин после своего переизбрания подавляющим большинством голосов в марте стремится прежде всего принести стабильность стране, которая после внезапного распада Советского Союза в 1991 году утратила ощущение собственной значимости и благополучия.
Однако Путин, бывший советский разведчик, не сумел положить конец длящемуся вот уже целых 10 лет повстанческому движению в маленькой республике Чечня, которое в последнюю неделю вновь продемонстрировало свою способность распространять террор далеко за пределы своих границ в горах Кавказа.
Целый ряд насильственных акций, включающих уничтожение двух авиалайнеров, самоубийственный взрыв у входа на станцию московского метрополитена и, в среду, захват одной школы на юге России, усилил у рядовых россиян чувство уязвимости.
Российские ученые мужи говорят, что Путин, скорее всего, ответит жесткими мерами, как он это сделал, когда чеченские боевики в 2002 году захватили московский театр. Более 100 заложников погибли, когда российские силы при штурме здания применили ядовитый газ.
"Путин всегда действует очень жестоко, - говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), специалист по России из Стэнфордского университета. - Нет оснований считать, что на этот раз он изменит свои взгляды".
Путин был выбран наследником первого российского постсоветского президента Бориса Ельцина отчасти именно для того, чтобы разобраться с ситуацией в Чечне.
Чечня, одна из пяти мусульманских республик на Северном Кавказе, была покорена царской Россией в 1850-х годах и давно уже чувствует себя неспокойно под властью Москвы.
После распада Советского Союза Чечня объявила себя независимой. Но в 1994 году Ельцин направил в Чечню российские войска, начав вооруженный конфликт, который погубил тысячи чеченцев - в большинстве своем гражданских лиц - и разрушил их столицу Грозный.
Перемирие, заключенное в 1996 году с лидером повстанцев Асланом Масхадовым, через 2 года начало рассыпаться. Попытки чеченцев распространить исламские законы на соседнюю республику Дагестан, а также серия взрывов в Москве, которые приписали чеченцам, послужили основанием для нового российского вторжения в Чечню в 1999 году.
В 2000 году Путин поставил во главе российской администрации Чечни бывшего полевого командира повстанцев и мусульманского религиозного деятеля Ахмада Кадырова. Однако насилие не стихало, а в мае Кадыров погиб в Грозном при взрыве бомбы. Пришедший ему на смену Алу Алханов, бывший министр внутренних дел республики, воевал на стороне России в предыдущем конфликте и воспринимается многими своими соплеменниками как российская марионетка.
Избрание на прошлой неделе Алханова президентом Чечни в ходе выборов, которые омрачены обвинениями в подлоге, возможно, стало катализатором последних нападений террористов.
Россия держит около 80000 солдат в Чечне, сопоставимой по территории с американским штатом Коннектикут, но тем не менее пока не может взять эту республику под свой контроль.
"Их тактика кругом ошибочна, - говорит специалист по России из Института Гувера в Стэнфордском университете Джон Данлоп (John Dunlop). - В дополнение к репрессивным мерам им нужно создавать инфраструктуру и дать работу безработным молодым людям, чтобы у тех появилось чувство надежды".
Однако выделяемые на восстановление республики фонды бесполезно растрачиваются или разворовываются, говорит Данлоп.
Российская общественность устала от войны. Все большее число россиян кажутся согласными предоставить Чечне независимость, однако Путин едва ли уступит чеченским требованиям.
"Путин видит своей задачей объединение бывших республик Советского Союза и восстановление России как великой державы, - говорит Данлоп. - Позволить Чечне стать независимой - абсолютно противоречит его глубоким убеждениям".
А между тем чеченское повстанческое движение раскололось на ряд группировок, различающихся своими политическими и религиозными целями.
Ответственность за подрывы авиалайнеров и взрыв у входа в метро взяла на страницах мусульманского веб-сайта группировка, именующая себя "Бригады Исламбули" (Islambouli Brigades), названная, по-видимому, в честь лейтенанта египетской армии Халида аль-Исламбули (Khalid al-Islambouli), который в 1981 году убил президента Египта Анвара Садата (Anwar Sadat). Ранее в текущем году группировка, именующая себя "Бригады Исламбули Аль-Каиды" взяла на себя ответственность также за покушение на жизнь президента Пакистана.
Путин высказал предположение, что террористическая сеть "Аль-Каида" причастна к последним террористическим актам на территории России.
Независимые аналитики говорят, что Путин преувеличивает прочность этих связей. Некоторые чеченские группировки получают финансирование от сторонников "Аль-Каиды", а арабские "добровольцы" появляются в Чечне и в соседних республиках. Представляется, однако, что чеченское повстанческое движение выросло на родной почве. Данлоп говорит, что Путин обвиняет "Аль-Каиду" потому, что стремится заручиться симпатией Запада для своей жесткой тактики и увязать чеченский конфликт с войной администрации Буша-младшего (George W. Bush) с терроризмом.
Путин уже вызвал нервозность в Вашингтоне своими нападками на независимые средства массовой информации и арестом одного нефтяного менеджера. Правозащитные организации утверждают, что Путин возвращается к авторитаризму в советском стиле.