Летом 1999 года чеченские террористы вторглись на территорию соседней республики Дагестан - операция была недолгой, но кровопролитной. Вслед за этими событиями в Москве и Ростове в жилых домах прогремели взрывы, организация которых вызывала сомнения, но все эти происшествия вновь подожгли фитиль чеченской войны. Дофин Бориса Ельцина - Владимир Путин - направил в Чечню 150000 солдат для уничтожения кучки боевиков, численность которых, по тогдашним подсчетам, составляла 5000 человек, готовых ценой собственной жизни защищать территорию своей маленькой исламской республики и своего законно избранного за год до того президента Аслана Масхадова.
Война сопровождалась безжалостными бомбардировками, нарушениями международных конвенций, бегством четверти миллиона человек, искавших пристанища на территории соседних республик и полнейшим разрушением страны. Однако газеты не пестрели громкими заголовками на эту тему: правительства западных стран пеняли Путину на используемые им методы, но события 11 сентября и произошедшие в миропорядке изменения придали легитимность кровавому конфликту, который был включен в рамки начатой борьбы против террора.
Чечня впала в забвение. Пять лет спустя в республике по-прежнему находится 80000 солдат, перед которыми стоит все та же задача - уничтожить кучку боевиков (по словам Кремля, всего лишь несколько тысяч) - но правозащитные организации говорят о проведении пыток, массовых казнях и исчезновении тысяч мирных жителей, в чем обвиняются федеральные войска. Здесь же стоит вспомнить, что это уже вторая война, идущая в регионе за последние десять лет: в период между 1994 и 1996 гг. чеченцы сумели выдворить российских военных из Грозного и завоевали себе независимость, нарушенную в 1999 году Путиным. В 1994 году население Чеченской республики составляло 1200000 жителей, десятилетие спустя там осталось лишь полмиллиона человек.
Но того, о чем не говорят - не существует. Заметное на любом уровне авторитарное правление Путина привело к возникновению ложного впечатления о превращении России в стабильную мирную страну. Для поддержания подобного впечатления в прошедшее воскресенье в Чечне были проведены президентские выборы, подтасованные в пользу кремлевского кандидата Алу Алханова, который теперь займет пост Ахмеда Кадырова, погибшего в мае этого года от рук боевиков.
Путин выдал состоявшееся голосование за чистые выборы в стабильной стране: США и Совет Европы отметили серьезные нарушения в электоральном процессе, которому - и об этом не стоит забывать - предшествовала двойная авиакатастрофа, ставшая следствием взрывов бомб и унесшая жизни 90 человек. Кремль не признавал теракт в качестве возможной причины происшедшего до окончания выборов в Чечне. Но прогремевший во вторник близи одной из станций московского метро взрыв положил конец всем сомнениям: в России наблюдается расцвет терроризма - будь то чеченского или же мотивированного ситуацией в Чечне. Чеченские сепаратисты - все та же кучка боевиков - способны вести борьбу и бросить тень на провозглашенную Путиным стабильность.
В конце июня 600 боевиков сумели на несколько часов захватить важные объекты на территории соседней Ингушетии, в результате проведения операции погибло 90 человек. Ответственность за эту вылазку взял на себя самый известный и жестокий из полевых командиров Шамиль Басаев, обращенный в конце 90-х годов в ваххабизм, который также исповедует и бен Ладен (Bin Laden). Через несколько дней та же ситуация повторилась в чеченском селении Автуры; 21 августа в Грозном были совершены ночные вылазки, в результате которых погибло 30 человек, из них - 23 прорусские сотрудника правоохранительных органов. . . За последние два года в России в результате связываемых с деятельностью чеченцев терактов погибло 600 человек. А вчерашний захват заложников подтверждает один факт: безопасность, которой похваляется Путин, существует лишь в Кремле.