Захват заложников в североосетинской школе вызвал рост напряженности на всем Кавказе, регионе, измученном нестабильностью, этническими конфликтами и повсеместной нищетой.
Большинство россиян считают Москву силой, имеющей полное право доминировать на Кавказе. Они оплакивают потерю территорий в результате распада Советского Союза - Азербайджана, Армении и Грузии - особенно, Грузии, с которой были тесные культурные связи.
При президенте России Владимире Путине Кремль утвердил свою власть над российскими республиками Северного Кавказа, в том числе над Чечней. В начале 1990-х годов только Чечня объявила независимость, и только чеченцы пошли на войну за отделение от России.
Но Кремль опасается, что если одна республика получит независимость, то и другие могут начать требовать большей автономии, если не отделения.
Чеченские лидеры хорошо понимают сложность политической и этнической картины региона и пытаются воспользоваться ею, перенося боевые действия за территорию Чечни.
У совершенного на этой неделе захвата заложников в Северной Осетии имеется горький прецедент - в 1995 г. заложники были взяты в больнице города Буденновска на юге России. Тогда погибло около ста человек.
В тот раз больше всего жертв было среди русских. В школе г. Беслана в заложниках удерживаются осетины, представители народа, в основном лояльного Москве.
В сообщениях отмечается, что захватчики требуют освобождения 30 человек, задержанных после нападения в июне на здания МВД соседней Ингушетии, в результате которого погибли 90 человек. В тюрьме сидят как чеченцы, так и ингуши; последние тесно связаны с чеченцами, но, в основном, остались в стороне от чеченского конфликта.
Если будут доказаны сообщения СМИ о том, что среди захватчиков есть ингуши, это будет говорить о выходе сотрудничества между чеченцами и ингушами на новый уровень.
Есть признаки волнений и в Кабардино-Балкарии, национальной республике, расположенной к северо-западу от Чечни. Недавно там погибли как минимум два милиционера в перестрелке с группой вооруженных людей, которых были охарактеризованы как "бандиты".
И в Дагестане, граничащем с Чечней на востоке, соперничающие кланы борются за контроль над республикой.
В этих случаях нет бесспорных свидетельств участия чеченцев. Но в ходе конфликтов появляются разнообразные возможности, начиная с контрабанды оружия, на чем чеченцы набили руку.
Говорит грузинский политолог Алекс Рондели: "Сегодня это Северная Осетия, проблемы которой связаны с Ингушетией и Чечней. Завтра это может быть Кабардино-Балкария или Дагестан. Россия чувствует себя неуверенно на Северном Кавказе. Существует множество проблем".
Г-н Путин считает, что одной из главных причин этих проблем являются чеченцы, которые могут распространить насилие по всему Кавказу, препятствуя экономическому развитию региона, давно живущему в бедности. Ударный потенциал чеченцев усиливается тем фактом, что примерно две трети населения живет вне Чечни: в соседних республиках, Москве и других местах.
Российские официальные лица неоднократно обвиняли исламских экстремистов в разжигании антироссийских настроений. После 11 сентября они также пытались доказать связи местных боевиков с "Аль-Каидой" и другими ближневосточными террористическими группами. Но офицеры западных разведок относятся к этому скептически. Один из них говорит: "Захватчики заложников - это группа чеченцев, базирующаяся на Кавказе. Их мотивы - не джихад или исламистская идеология, они хотят только, чтобы Россия ушла из Чечни".
Какой бы ни была причина конфликта, Кремль будет стремиться удержать свои позиции на Северном Кавказе. Грузинские аналитики опасаются, что он также может начать более жестко защищать свои интересы вдоль границы с Грузией, где у России сохраняются военные базы, несмотря на обещания их вывести. Также Москва поддерживала сепаратистские власти двух отколовшихся от Грузии республик на границе с Россией - Южной Осетии и Абхазии.
В Южной Осетии 20 августа было объявлено о прекращении огня, но сохраняется напряженность между местными осетинами и грузинами.
В Абхазии на прошлой неделе грузинская береговая охрана обстреляла турецкое транспортное судно, отказавшееся пройти проверку. На этой неделе Путин встречается в Москве с кандидатом на предстоящих в Абхазии президентских выборах, что Грузия осудила как поддержку абхазского сепаратизма.
Грузинский политолог Рондели обеспокоен тем, что российские "ястребы" могут использовать волну терроризма на Северном Кавказе как предлог для усиления поддержки сепаратистов в Грузии.