Министр иностранных дел Нидерландов Бен Бот все воскресенье пытался связаться со своим российским коллегой, чтобы лично объясниться с ним по поводу 'недоразумения', которое создало напряженность в отношениях между Европейским Союзом и Россией после кровавого окончания драмы с захватом школы.
Москва гневно отреагировала на заявление, с которым от лица Европейского Союза, в котором в настоящее время председательствуют Нидерланды, выступил г-н Бот, сказавший буквально следующее: 'Мы хотели бы узнать у российских властей, как могла произойти подобная трагедия'.
Опытный дипломат г-н Бот сообщил в воскресенье, что он переговорит с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и попытается объясниться по поводу возникшего недоразумения. При этом голландский дипломат настаивал, что он и не думал требовать от Москвы объяснений по поводу того, как она решает вопросы, связанные с преодолением кризисной ситуации.
Но до вечера воскресенья ему не удалось связаться с Лавровым. Помощники г-на Бота сообщили, что г-н Лавров совершает поездку по Ближнему Востоку и с ним трудно связаться. При этом они отрицали предположения о возможном пренебрежительном отношении.
После того, как Россия обвинила г-на Бота в том, что он сделал 'неуместное', 'отвратительное' и 'оскорбительное' заявление, глава внешнеполитического ведомства Нидерландов из всех сил пытался исправить положение. 'Совершенно очевидно, что имело место неправильное понимание', - сказал министр на пресс-конференции, состоявшейся по окончании встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС в Маастрихте. 'Мои слова были неверно истолкованы. Я никогда не говорил, что должен быть информирован о происходящем'.
Европейские дипломаты в полной мере осведомлены о масштабах возможного оскорбления, нанесенного подобными замечаниями в период крайнего обострения национальных чувств в России.
Большинство министров иностранных дел в Маастрихте отказались выступить с критикой того, как велось разрешение ситуации с захватом заложников. Глава МИД Ирландии Брайан Коуэн (Brian Cowen) сказал, что было бы 'крайне преждевременно и совершенно неправильно' подвергать критике то, как действовали в сложившейся обстановке спецслужбы.
По иронии судьбы, замечания г-на Боты пришлись на время, последовавшее за длительным периодом, в течение которого наблюдатели, анализирующие отношения, складывающиеся между ЕС и Россией, критиковали Брюссель за то, что он слишком мало или слишком поздно реагирует на обеспокоенность по поводу политики Москвы. Некоторые объясняют его реакцию давлением со стороны бывших советских республик - ныне членов ЕС, - занявших более жесткую линию по отношению к России. Момент для критики был выбран крайне неудачно - в то время, когда наступило охлаждение в отношениях России с рядом ее западных партнеров. Действия британских властей, не так давно отказавшихся выдать чеченского лидера Ахмеда Закаева, разочаровали Москву. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми на прошлой неделе усилил трения в отношениях с Россией, 'осмотрев' с палубы корабля четыре российских острова, входящих в состав Южно-Курильской гряды, на которые претендует Япония. Государственный Департамент США также выступил с необычно жесткими заявлениями по поводу организации и проведения досрочных президентских выборов в Чечне, состоявшихся в конце прошлого месяца.