Москва, 5 сентября - В воскресенье российские власти признали, что не сообщали об истинном масштабе кризиса с заложниками, закончившегося гибелью более 300 детей, родителей и учителей на юге России. Это признание было сделано по национальному телевидению после продолжавшейся несколько дней критики со стороны общества.
Когда в воскресенье жители Беслана хоронили своих родных, государственная телекомпания 'Россия' выпустила в эфир страшный видеоматериал, отснятый в последние дни, но до сих пор не показывавшийся. Также было заявлено, что официальные лица преднамеренно занижали количество заложников в здании школы N 1.
"В такие моменты, - сказал ведущий Сергей Брылев, - общество нуждается в правде".
Признание в том, что была предпринята попытка занизить масштаб кризиса с заложниками, в который оказались вовлечены около 1200 человек, большинство из которых - дети, обозначило резкий поворот в стиле действий правительства Владимира Путина. Ранее, при таких трагедиях, как гибель подводной лодки 'Курск' в 2000 г. или захват заложников в московском театре в 2002 г., чиновники тоже замалчивали факты, но так и не признали этого.
"Это не нужно нашему президенту, - заявил в телеэфире политический консультант Кремля Глеб Павловский. - Ложь, которая действительно шла на пользу террористам, ему совсем не была нужна. Ложь ослабляла нас и еще более ожесточала террористов".
В эфире не прозвучало извинений. Упомянули только о самом вопиющем противоречии с действительностью - заявлениях чиновников, что в школе только 354 заложника. Не было признано, что захватчики требовали окончить войну в Чечне и что власти продолжают давать противоречивую информацию о том, остался ли в живых кто-то из террористов, кто они, и сколько было убито.
Также не было отмечено, что многие жители Беслана возмущены тем, что теперь власти, похоже, занижают число жертв - вечером в воскресенье числилось 338 погибших, хотя судьба около 200 человек еще не известна.
Что касается террористов, то заместитель генпрокурора Сергей Фридинский авторитетно заявил в субботу, что их было 26, и все были убиты. В воскресенье он сказал, что погибло от 30 до 32 налетчиков и похвастался, что захвачен 'один из членов банды', суд над которым пройдет в понедельник.
В воскресенье Путин не сделал публичного заявления о самом кровавом террористическом акте за время своего президентства, а с момента захвата заложников в девять утра в среду никто из руководства страны публично не прокомментировал происходящего. Через день после того, как президент в своем телевизионном выступлении пообещал предпринять некие новые меры безопасности в ответ на убийство 'беззащитных граждан', Кремль все еще не объяснил, что это будут за меры.
Политолог Сергей Марков, имеющий тесные связи с Кремлем, заявил, что кровавый исход трагедии застал врасплох Путина, привыкшего действовать согласно инстинкту бывшего полковника КГБ - усиливать органы правопорядка и централизовать контроль над властными институтами. "Они не знают, что делать, - сказал он. - Владимир Путин не дал подробностей того, что будет происходить".
Перед ночным эфиром программы "Вести" Марков сказал, что было очевидно, что власти задумали неуклюже сокрыть факты. "Все понимают, что они лгут, - заявил он. - Каждый может подсчитать, что в здании школы было более тысячи человек".
Ведущий воскресного эфира упрекал 'генералов, военных и гражданских лиц' за неспособность действовать 'пока президент не объяснит им как', тем временем Кремль пытался дистанцировать Путина от лжи. Политический консультант Павловский заявил, что Путин выразил российской политической системе 'вотум недоверия' за ее действия в ходе кризиса.
Российские политологи считают, что такие заявления не появились бы без прямого указания Кремля. Критика в адрес президента никогда не звучит на государственном телевидении, о продолжающейся войне в Чечне почти никогда не упоминается и даже мягкое несогласие с политикой властей не разрешается без одобрения Кремля.
"На телеканале "Россия" ничего не происходит без разрешения Кремля", - говорит комментатор Андрей Пионтковский.
Гнев многих жителей Беслана направлен не только на Путина, но и на местного лидера Александра Дзасохова. Пытаясь исправить ситуацию, в воскресенье Дзасохов в сопровождении телевидения навестил раненых детей в больнице и извинился за неспособность надлежащим образом защитить их.
'Я полностью осознаю свою ответственность', сказал Александр Дзасохов, президент Северной Осетии, граничащего с Чечней региона, в котором находится Беслан. 'Я хочу попросить у вас прощения за то, что не спасли детей, учителей и родителей'.
Для многих семей в городе время политических упреков еще не настало - они искали без вести пропавших родственников и хоронили тех, кого нашли. Но люди все более мрачнели, понимая, что многие тела обгорели до неузнаваемости в результате взрыва, который, в основном, и вызвал жертвы среди заложников.