В разгар государственного кризиса Мэри Дежевски наряду с другими журналистами получила редкую возможность побеседовать с президентом России
Спустя три дня после кровавой развязки драмы с заложниками в Северной Осетии российский президент обрушился с критикой на западные страны, обвиняя их в применении двойных стандартов во всем, что касается терроризма. Владимиру Путину непонятно, почему западный мир продолжает называть чеченских сепаратистов 'повстанцами', в то время как к организаторам терактов 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах относятся не иначе как к 'террористам'.
Наряду с неожиданной сменой акцента российский лидер все же не отказывается от перспективы выработки примирительной позиции в отношении Чечни, с уважением говоря о традициях чеченского народа и отмечая существование возможности проведения широкомасштабных парламентских выборов в республике.
Владимир Путин нашел в себе силы ответить на вопросы международной группы экспертов и журналистов, освещающих события в России (включая корреспондента 'The Independent'), в своей резиденции в Ново-Огарево, расположенной в предместье Москвы. В разговоре, посвященном широкому кругу вопросов, который продолжался более трех с половиной часов и закончился далеко за полночь, российский президент подчеркнул, что Россия готова в будущем проводить более гибкую политику в отношении мятежного региона, но отметил, что 'с теми, кто не останавливается перед убийством детей', разговор будет коротким.
Сжав кулаки, он заявил буквально следующее: 'Никто не имеет права советовать нам вести переговоры с такими людьми. Я же не предлагаю вам встретиться с Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden), пригласить его за стол переговоров в Брюссель в штаб-квартиру НАТО или в Белый дом, позволить ему диктовать свои условия, чтобы он оставил потом вас в покое. А вы говорите, что мы должны вести переговоры со всеми, даже с убийцами детей'.
Уже в более спокойном ключе Путин начал говорить о проблемах чеченского сепаратизма с учетом истории российско-чеченских отношений, отдавая должное храбрости чеченского народа во время Второй мировой войны. Тогда, по его словам, среди чеченцев было больше героев в пропорциональном отношении, чем в любой другой национальной группе в стране. Защитники Брестской крепости, сдерживавшие натиск немецко-фашистских оккупантов на Западном фронте, на треть состояли из чеченцев, и, как отметил президент России, они стояли насмерть, сражаясь 'до последнего патрона и последней капли крови' и отказываясь сдаваться.
Владимир Путин решительно осудил, как он сам выразился, ошибки, допущенные советским руководством в отношении чеченского народа. Несчастья Чечни начались с приказа Иосифа Сталина о депортации чеченцев с территории Кавказа в Центральную Азию и удаленные северные районы России. Тысячи людей погибли в результате этой жестокой политики. 'Я побывал в лагерях на севере страны, и даже сегодня они внушают страх', - заявил российский лидер. Такая вопиющая несправедливость 'не могла не привести к сепаратизму'.
Желая увеличить участие чеченского народа в политической жизни республики по сравнению с ситуацией, сложившейся на сегодняшний день, Путин отметил: 'Мы продолжим наш диалог с гражданским обществом. Это включает в себя проведение парламентских выборов, вовлечение в этот процесс максимально возможного количества людей с учетом многообразия политических взглядов'. Наиболее сильные протесты со стороны критиков российской политики в Чечне вызывает то, что более популярные кандидаты от оппозиции были исключены из процесса выбора президента Чечни, а дата проведения парламентских выборов постоянно откладывается.
Президент России дал ясно понять, что он открыт для предложений по проведению парламентских выборов в Чечне - хотя точная дата так и не прозвучала - в надежде вовлечь в этот политический процесс более высокий процент населения. Он также подчеркнул, что его намерения подразумевают 'улучшение процесса правоприменительной деятельности в Чечне посредством укомплектования милиции и других правоохранительных органов самими чеченцами'.
Такие действия в значительной степени будут способствовать продолжению, или даже ускорению, политики 'чеченизации', которая, по мнению некоторых специалистов, может быть свернута в свете недавних терактов в России: катастрофы двух пассажирских самолетов, взрыва рядом с одной из станций московского метрополитена и захвата Школы ?1 в Беслане, произошедшего на прошлой неделе и унесшего жизни более 300 человек.
За две недели до начала серии терактов российское правительство издало оставшееся незамеченным постановление, согласно которому Чечня получит право сохранять за собой доходы от продажи нефти и не будет больше переводить деньги в общий бюджет, как это происходит в настоящее время. Это существенное изменение государственной политики вызвало возмущение в других регионах, не могущих добиться подобных уступок.
Тем не менее, Владимир Путин настаивает на сохранении российского военного присутствия в Чечне. Вывод войск является основным требованием чеченских сепаратистов. По словам российского президента, Россия имеет право держать свои войска в регионе на том же основании, что и Соединенные Штаты, которые дислоцируют боевые подразделения 'в Калифорнии или Техасе'. Отвечая на вопрос о нарушении прав человека российскими солдатами в Чечне, Путин снова перешел из обороны в наступление: 'Вспомните издевательства над иракскими заключенными. Эти злодеяния произошли не по прямому указанию американского руководства, а в результате действий конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Только тот, кто действительно виновен, должен понести наказание'.
Однако российский лидер все же признал, что российские войска несут ответственность за происхождение 'отвратительного феномена' в Чечне. Но все это, по его словам, является предметом конкретных обстоятельств, и все преступники понесли заслуженное наказание.
Президент России заявил, что приглашает иностранные государства оказать помощь в реконструкции Чечни - впервые Россия допускает возможность оказания сторонней помощи. 'Нам необходимо восстановить гражданское общество в Чечне, чтобы чеченский народ знал о существовании другой жизни, и в этом отношении мы будем рады любой помощи'.