Критически настроенных журналистов в России снова начинают опекать. Тем не менее, они не прекращают информировать о драме в Беслане. Это имеет свои последствия.
Во время полета из Москвы в Ростов-на-Дону Анна Политковская вдруг почувствовала себя плохо. Она потеряла сознание. Несколькими часами позже очнулась в одной ростовской больнице. Врачи поставили диагноз: отравление, к счастью не опасное для жизни. Анна Политковская - корреспондент 'Новой газеты', московской газеты для интеллигенции, имеющей небольшой тираж и позволяющей себе время от времени критиковать Кремль.
Она подготовила много репортажей, а также написала несколько книг о страшной войне, которую ведут российские войска против чеченского мирного населения. За свое мужество она отмечена несколькими международными премиями правозащитных организаций.
Заместитель главного редактора 'Новой газеты' Сергей Соколов сообщил, что его корреспондент также выразила готовность принять участие в переговорах в Беслане. Еще в московском аэропорту она установила связь в Ахмедом Закаевым, представителем сепаратистов за рубежом.
Бельмо на глазу для спецслужбы
Для спецслужбы ФСБ она уже давно является бельмом на глазу. Она предполагает, что за ней круглосуточно ведут наблюдение, что ее телефон прослушивается, Ее коллеги верят в то, что она была выведена на время из строя с помощью небольшой дозы яда, подмешанного в продукты.
Радиожурналист Андрей Бабицкий, который тоже долгое время дает правдивую информацию об обстановке на Северном Кавказе, очевидно, также не должен был там появиться. В 2000 году он стал известен за рубежом тем, что спецслужба удерживала его в лагере пыток для чеченских мирных жителей.
Бабицкого временно задержали в московском аэропорту Внуково якобы по той причине, что в его багаже собаки-ищейки нашли следы взрывчатого вещества. В конечном счете, к нему привязались два якобы нетрезвых человека, его снова арестовали - на этот раз из-за того, что буянил.
Впрочем, ФСБ, в конечном счете, все же не удалось блокировать путь на Северный Кавказ всем журналистам, не говоря уже о их публикациях. Так, журналисты газеты 'Известия' прямо возложили ответственность за кровавую бойню в Беслане на войска Кремля - и даже подвергли критике президента Владимира Путина. Ответ не заставил себя ждать: вчера был снят главный редактор Раф Шакиров.
Официально Кремль, как и контролируемый им нефтяной концерн 'Лукойл', один из акционеров издательства, разумеется, не вмешивались. В редакции ждут новых увольнений. В конце концов, был почти полностью сменен состав редакции телеканала НТВ, когда два года назад журналисты сообщили о применении отравляющего газа во время неудачного освобождения заложников в московском музыкальном театре. Установив контроль над НТВ, Кремль завершил насильственное приобщение телеканалов к господствующей идеологии.
Список запрещенных тем
Как и в советские времена, снова существуют списки с запрещенными темами, к которым редакциям лучше не обращаться. Сюда входят не только репрессии на Северном Кавказе, но также и повседневные придирки к кавказцам по всей территории России. Тот, кто по документам является выходцем из Чечни или Ингушетии, должен ждать в отношении себя арестов, обысков, разного рода унижений. Правовой защиты не существует.
К темам, на которые наложено табу, относятся также материалы правозащитников, согласно которым у Кремля была целенаправленная стратегия, направленная на дискредитацию чеченцев как народ за рубежом. Руководство ФСБ извлекло уроки из опыта первой чеченской войны 1994-1996 годов. В то время Кремль в связи с протестами в стране, а также за рубежом, в рамках которых было заявлено о солидарности с чеченцами, был вынужден согласиться на перемирие.
В план сообразно входило, например, похищение иностранных сотрудников Красного Креста. В общей сложности десять похищенных было убито. По мнению московских правозащитников, поименно известные преступники имели связи с ФСБ.
Кстати, силам безопасности в Беслане не удалось удержать гражданское население на расстоянии от школьного здания, но зато это удалось сделать в отношении представителей зарубежной прессы. При Путине корреспонденты снова обязаны заявлять о своих поездках в кризисные регионы, в некоторые районы можно ездить только по специальному разрешению. В ином случае, они могут, что корреспондентам энергично дают понять, лишиться аккредитации.
Поездки на Северный Кавказ организует пресс-служба правительства. Два грузинских журналиста были в Беслане даже арестованы, так как они, как считает российская сторона, не имели необходимой визы и аккредитации. Радио, напротив, сообщало, что обвинения надуманы, что оба журналиста необходимые документы имели при себе.