В 2003 г. в мире произошло 175 серьезных терактов - лишь 1,5% среди их жертв составили граждане США
В последние дни количество терактов по всему миру возросло самым трагическим образом - от захвата чеченцами школы в России до возобновления терактов с использованием смертников и покушений по принципу 'око за око' в Израиле и продолжающихся убийств заложников и американских солдат в Ираке.
Один из самых тревожных аспектов этих нападений состоит в том, что некоторые из них, возможно, представляют собой проявления стратегии эскалации насилия. Школы и прежде становились объектами терактов, но не в таких катастрофических масштабах, как это случилось в России на прошлой неделе. Аналогичным образом, исламисты наращивают размах вооруженной борьбы в Ираке.
Но это не означает, что мир проигрывает глобальную войну с террором. Более того, эта борьба, возможно, вообще не носит глобального характера или заслуживает названия 'войны'. Скорее ее главные фронты можно рассматривать как отдельные 'горячие точки', с собственной хронологией, каждая из которых обусловлена конкретной борьбой за власть и религиозными столкновениями, и в каждом случае бороться с противником необходимо по-разному. 'В принципе, они [недавние теракты - прим. перев.] не связаны между собой, - говорит Брюс Хоффман (Bruce Hoffman), эксперт по проблемам терроризма из вашингтонской 'RAND Corporation'. - Просто последние две недели были особенно тяжелыми'.
В конце концов, терроризм, в отличие от коммунизма - не идеология. Это метод, связанный с использованием устрашения как средства политического давления. В разные периоды к нему прибегали анархисты (например, на Балканах накануне первой мировой войны), борцы против колониализма (скажем, алжирцы, в ходе войны за независимость против Франции в 1960х гг.), левые радикалы ('Красные бригады' в Европе в 1970х гг.), а сегодня его все больше берут на вооружение исламисты.
Масштабы терроризма то нарастают, то снижаются, подобно приливу. Согласно последнему докладу Госдепартамента США 'Характер мирового терроризма', в 2003 г. по всему миру произошло 175 серьезных терактов. Это на 37 больше, чем в 2002 г., но меньше, чем в ужасном 2001 г.
Лишь 1,5% жертв терроризма в 2003 г. составляли граждане США. 98,5 % - жители других стран мира.
Это 'реально указывает на глобальный характер войны', заявил в этом году на брифинге для журналистов посол Кофер Блэк (Cofer Black), координатор антитеррористических мероприятий.
В Вашингтоне борьба с терроризмом часто преподносится как один крупный конфликт с четко определенными воюющими сторонами, словно речь идет о новой Холодной войне. На прошлой неделе президент Буш назвал ее 'борьбой исторического масштаба'.
Если противниками в этой борьбе считать США и 'Аль-Каиду', то это своеобразная 'война на многих театрах'. После взрыва двух американских посольств в странах Восточной Африки в 1998 г., джихадистское движение, подобно многоголовой гидре, поставляет бойцов и делится навыками с местными партизанскими группировками в разных регионах - от Филиппин до Чечни.
Этим группировкам ''Аль-Каида' говорит: вы должны бороться не только с врагом, который находится рядом с вами, но и со страшным далеким врагом - США', - отмечает Рохан Гунаратна (Rohan Gunaratna), эксперт по терроризму из сингапурского Института оборонных и стратегических исследований.
Различные политические мотивы
И все же смысл существования этих группировок, даже тех, что связаны с 'Аль-Каидой', по-прежнему обусловлен конкретными политическими и социальными причинами. Так, чеченские сепаратисты уже много лет ведут вооруженную борьбу за отделение от России. 'Хамас' по сути является исламским движением, но он давно отказался от нападений на американские объекты и сосредоточился на насильственных действиях против израильтян, которые, как считает это движение, оккупируют Палестину.
'Думаю, все это - отдельные 'горячие точки', обусловленные с разными проблемами, - говорит г-н Хоффман. - Говоря о 'глобальной войне с терроризмом' мы непреднамеренно связываем их между собой'.
Негативное развитие событий
При всем вышесказанном, события последних недель позволяют предположить, что терроризм, возможно, претерпевает опасную эволюцию. Каковы бы ни были их мотивы, чеченские сепаратисты продемонстрировали пугающую способность действовать молниеносно - они организовали одновременный взрыв двух российских авиалайнеров и теракт с использованием смертницы в Москве, а затем взяли в заложники школьников в Беслане.
В начале 1970х гг. палестинские террористы захватили небольшую школу в Израиле, а террористы с Южного Молуккского архипелага - голландскую школу. Но до сих пор они в целом воздерживались от сознательных действий, подвергающих опасности большое количество детей.
'Они заставляют каждого россиянина задаться вопросом: 'Что дальше?', - говорит Хоффман. - Именно этого террористы и хотят. Это подрывает доверие к правительству, создает атмосферу страха и тревоги, и они надеются ею воспользоваться, чтобы заставить людей уступить их требованиям'.
Однако, отмечает Хоффман, террористы редко понимают своих противников - что с таким трагизмом демонстрируют события в Палестине.
Неожиданный взрыв автобусов в Израиле после периода относительного затишья скорее всего приведет к жестким ответным мерам со стороны израильских войск, вроде авианалета на Газу во вторник, в результате которого было убито 14 и ранено около 30 боевиков 'Хамаса'.
Подобно акулам, террористы, чтобы выжить, должны постоянно двигаться вперед.
'Для достижения своих целей им необходимо постоянно демонстрировать свою способность действовать, не просто вести борьбу, но наращивать ее масштаб новыми методами', - отмечает Хоффман.
Потребность в 'эффектных' терактах
Г-н Гунаратна, в свою очередь, считает, что связи с представителями 'Аль-Каиды' придают действиям чеченских сепаратистов и других группировок еще более жестокий характер. По его мнению, при этом меняется сама их сущность.
Кроме того, не исключено, что теракты 11 сентября просто 'подняли планку' для террористов всего мира. 'После 11 сентября для террористов очень важно, чтобы их действия выглядели эффектно, поскольку они осознали, что теракт против незначительного объекта не способен привлечь внимание мировых СМИ', - утверждает Гунаратна.