Автор статьи, директор по исследованиям в Школе высших исследований в области социальных наук (EHESS).
Трагедия захвата заложников в Беслане, похоже, стала сигналом к новому приступу антирусской истерии. В некоторых французских СМИ эта истерия буквально расцвела, все валится в одну кучу. Это добавляет стыда к боли. В то же время, не только масштабы этой трагедии, но и ее обстоятельства должны были, по-хорошему, побудить комментаторов к сдержанности, требовали проявить понимание.
После захвата заложников в театре на Дубровке в 2002 году, захват детей, родителей и учителей в Беслане показывает, что одно из подразделений вооруженных групп, заявляющих, что они борются за независимость Чечни, преступило еще одну черту ужаса. Условия содержания заложников, намеренная казнь некоторых из них, отказ дать воду маленьким детям, и это в удушающей жаре, все это доказывает, что захватчики дошли до крайней степени бесчеловечности.
Трагедия, сопровождавшая вмешательство российских сил безопасности, штурм в пятницу утром - самый мрачный день в истории постсоветской России. Ничто не указывает, и это вопреки утверждениям некоторых, на то, что штурм был заранее спланирован. Вся доступная в данный момент информация говорит о решении, принятом в срочном порядке, принятом в хаосе, офицерами, убежденными, что захватчики начинают приводить в исполнение свой преступный план - взорвать гимназию. По правде говоря, принимая во внимание условия содержания заложников, нужно признать, что это вмешательство было неизбежным, достаточно подумать только о самых маленьких детях, обреченных на смерть от обезвоживания.
Хаос, в котором проводилась операция, свидетельствует не о том, что Россия - полицейское государство, но говорит об общей слабости российского государства. Для тех, кто знает ситуацию в стране после бедствия, принесенного либеральной политикой 1992-1998 годов, в этом, увы, нет ничего удивительного. Легко сожалеть о том, что жертвы не получили материальной и моральной поддержки, на которую они имели право. Гораздо интереснее было бы спросить, какими средствами располагала местная власть, Северная Осетия и Российская Федерация.
Разложение сил безопасности и администраций, которое продолжалось все эти годы, так просто не остановить. На восстановление нужно время и деньги. Укрепление бюджетных механизмов должно обеспечить хорошее финансирование администраций и сил безопасности, это первое условие для борьбы с коррупцией и для роста профессионализации.
В реакции правительства и Владимира Путина после трагедии есть важные элементы. Кажется, в России отдают себе отчет, что для эффективной реконструкции государства недостаточно только административных реформ, какими бы необходимыми они ни были.
Стабильность на Северном Кавказе, прежде всего, это вопрос экономического и социального развития. Владимир Путин совершенно справедливо напомнил в эти дни, что существуют силы, которые пытаются спровоцировать межэтническую войну в этом регионе, и он призвал к большей бдительности.
Но 'бомба' межэтнической войны не может быть обезврежена, пока этот регион будет оставаться на периферии с точки зрения экономического развития, наблюдаемого в России в последние годы. Безопасность России требует, чтобы не было разрыва между регионами, получающими ренту от сырья (идет ли речь о местах добычи или о крупных метрополиях, которые косвенно получают доход от этой ренты) и регионами, которые лишены этих доходов. Противовес усиления средств и органов безопасности - политика регионального развития, имеющая целью установление подлинного социального и экономического равенства всех граждан России.
Вопрос контроля над рентой сырья - один из ключевых в этой политике. Нужны значительные финансовые средства, требуется более контролируемая налоговая система. Такая политика требует также реальной стратегии экономического развития. Речь идет не о том, чтобы перераспределить ресурсы между регионами или, точнее, речь идет не только об этом. Следует, чтобы это перераспределение ресурсов позволило развернуть потенциал развития регионов, которые сегодня оставлены в стороне. И этот потенциал довольно значителен, как показали исследования, проведенные как в России, так и во Франции, за последние годы. Но пожинать эти плоды можно будет только с опорой на глубокую экономическую стратегию, при координации усилий, при грамотном применении различных и необходимых инструментов.
Это указывает нам на существование третьей проблемы. Система федеральной безопасности в России в данный момент плохо функционирует. Нет ничего удивительного в том, что часто вспоминают об условиях, в которых редактировалась действующая конституция в 1993 году. Разрыв между различными частями Федерации слишком значителен. Быть может, следует подумать о перегруппировке. Даже если этот вопрос вызовет сопротивление региональных элит, ясно, что невозможно строить программы регионального развития на уровне республики, области или края. Введение в ход необходимых уровней экономического и социального вмешательства - дело абсолютно важное и срочное.
Сегодня Россия переживает трагедию. Не позволим некоторым вести постыдную эксплуатацию этой трагедии в СМИ. Погибшие в Беслане и в Москве заслуживают того, чтобы мы задались подлинными вопросами, которые определяют внутреннюю стабильность России.