Бейрут, Ливан, 8 сентября 2004 года. Зверский захват школы в России, в результате которого погибли или получили ранения сотни детей, породил в мусульманском и в арабском мире необычный поток самокритики и самоанализа.
"Достоверным фактом является то, что не все мусульмане являются террористами, но равным образом справедливо - и исключительно болезненно - также то, что почти все террористы являются мусульманами", - заявил в одном из самых поразительных комментариев такого рода Абдель Рахман Аль-Рашед (Abdel Rahman al-Rashed), генеральный директор-руководитель имеющей обширную зрительскую аудиторию спутниковой телевещательной станции "Al Arabiya".
Г-н Рашед на страницах панарабской газеты "Al Sharq al Awsat" сказал, что "позорно и унизительно" сознавать, что мусульманами были не только захватчики школы в Беслане, но также убийцы непальских рабочих в Ираке, люди, атаковавшие жилые дома в Эр-Рияде и Хобаре (Саудовская Аравия), и женщины, которые, как полагают, на прошлой неделе взорвали два российских самолета. Да и сам Усама бен Ладен (Osama bin Laden) - мусульманин.
Большинство из тех, кто осуществил самоубийственные взрывы в автобусах, автомобилях, школах, домах и прочих сооружениях во всем мире, были мусульманами, - написал он. - Какой трогательный учет. Какое ужасающее 'достижение'. Не говорит ли это чего-либо о нас самих, наших обществах и нашей культуре?"
Г-н Рашед, как и ряд других комментаторов, особо отметил шейха Юсуфа аль-Карадави (Yusuf al-Qaradawi), одного проживающего в Катаре египетского религиозного деятеля высокого ранга, который ведет пользующуюся большим влиянием на зрителей программу на телевещательной станции "Al Jazeera" и который огласил фатву, призывающую убивать американских и иностранных "оккупантов" в Ираке, как военных, так и гражданских.
"Давайте поразмыслим над случаем с этим религиозным шейхом, который допускает, нет, даже призывает к убийству гражданских людей, - написал он. - Как можем мы верить ему, когда он нам говорит, что ислам это религия милосердия и мира, в то время как он превращает его в религию крови и массового убийства?"
Г-н Рашед напомнил, что в прошлом в арабском мире леваков и националистов считали "угрозой" за то, что те допускают насилие, тогда как мечеть, напротив, является приютом "мира и примирения".
"Затем пришли неомусульмане, - сказал он. Невинная и благожелательная религия, которая запрещает даже валить деревья без острой нужды, которая называет убийство человека самым гнусным из преступлений, которая конкретно учит, что, если вы убили одного человека, вы убили человечество в целом, была превращена в глобальное послание ненависти и в универсальный боевой клич".
Журналист кувейтской газеты "Al Siyassa" Файзал аль-Кинаи (Faisal al-Qina'I) также сделал объектом своей критики шейха Карадави. "Очень опечаливает, - написал он, - когда читаешь и слышишь, что те, кто вроде бы является мусульманским религиозным деятелем вроде Юсуфа аль-Карадави и ему подобных, вместо защиты истинного ислама поощряют эти жестокие акции и допускают обезглавливание, захват заложников и убийство".
В Иордании на встрече в среду с министром по делам религии Ахмедом Хелейем (Ahmed Helei) группа мусульманских религиозных деятелей приняла заявление, в котором говорится, что захват школы и последовавшее за этим массовое убийство "были предприняты с целью искажения чистого образа ислама".
"Этот террористический акт противоречит принципам нашей истинной мусульманской религии и ее благородным ценностям", - сказано в данном заявлении.
Журналист Батер Вардам (Bater Wardam) на страницах иорданской ежедневной газеты "Ad Dustour" отметил склонность арабского мира к тому, чтобы "возлагать ответственность за преступления арабских и мусульманских террористических организаций на 'Моссад', сионистов и американскую разведку, но мы все знаем, что в данном случае это не так".
"Они вышли из наших рядов", - написал он о тех, кто похищал и убивал гражданских людей в Ираке, взрывал поезда в Испании, превращал авиалайнеры в летающие бомбы и стрелял в детей в Осетии.
Они - арабы и мусульмане, которые молятся, постятся, отращивают бороды, требуют ношения женских головных платков и призывают к защите дела ислама, - сказал он. - Следовательно, мы все должны поднять голос протеста, отвергнуть их и осудить все их преступления".
В Бейруте главный редактор газеты "The Daily Star" Рами Хури (Rami G. Khouri) написал, что, хотя большинство арабов "с готовностью выражают свою сильную поддержку" вооруженным палестинским или ливанским повстанцам, воюющим против израильской оккупации, "все мы сегодня стали бесчеловечными и жестокими благодаря тому, что видим телерепортажи о том, как арабы похищают и обезглавливают иностранных заложников".
Призвав к разработке глобальной стратегии борьбы за сокращение террора, он показал, что "эта омерзительная перемена" в арабском мире, как он ее охарактеризовал, обусловлена "чувствами оскорбления, унижения, несогласия и упадка, которые все чаще мучают многих из наших молодых мужчин и женщин".
Палестинский журналист Хассан аль-Батал (Hassan al-Batal) написал в официальной газете Палестинской автономии "Al Ayyam", что "день ужаса" в школе следует сделать международным днем осуждения терроризма. "Нет смягчающих обстоятельств для оправдания бесчеловечного ужаса и высшего варварства", - сказал он о захвате школы.
В Египте полуофициальная газета "Al Ahram" назвала эти события "мерзким преступлением против человечества".
В Саудовской Аравии газеты, находящиеся под жестким контролем правительства, которое подвергается нападкам исламских фундаменталистов, были еще более беспощадными в своей критике.
Под заголовком "Butchers in the Name of Allah" (Безжалостные убийцы во имя Аллаха) журналист правительственной ежедневной газеты "Okaz" Халед Хамед аль-Сулейман (Khaled Hamed al-Suleiman) написал, что "пропагандистам джихада за несколько лет удалось исказить образ ислама".
"Они превратили сегодняшний ислам в нечто, имеющее отношение к обезглавливанию, перерезанию глоток, похищению невинных гражданских людей и подрыву людей взрывчаткой, - сказал он. Они навсегда закрепили в глазах всего мира образ мусульман как варваров и дикарей, которые ни на что другое, кроме убийства людей, не годны".
"Пришло время мусульманам первыми выступить против тех, кто заинтересован в том, чтобы похитить у нас ислам, как они похищают невинных детей, - добавил он. - Таково истинное лицо джихада в наши дни, и наша обязанность состоит в том, чтобы мы как верующие мусульмане выступили на борьбу за монотеистическую религию".